Система образования – это совокупность взаимосвязанных институтов образования, взаимодополняющих и взаимообуславливающих функционирование друг друга, деятельность которых ориентирована на достижение целей и задач образования на конкретном историческом этапе развития общества.
Системы образования имеют свои структурные особенности организации и специфические параметры функционирования в разных странах. Это обусловлено национальными особенностями, социально-экономическим развитием государства и образовательными потребностями общества в конкретный временной период.
Сравнение образовательных систем США и России
Рассмотрим сравнительные характеристики систем образования США и России:
- Сходность структурного строения систем образования. Система образования России и США имеет сходную структуру - уровни дошкольного, начального, среднего и старшего школьного обучение, среднее и высшее профессиональное образование и научная подготовка специалистов.
- Отсутствие единой государственной системы образования в США, тогда как в России она имеется. В США же, каждый штат обладает правом создания своей образовательной системы.
- Разность сроков получения общего образования. В России освоение общеобразовательных программ реализуется в течение одиннадцати лет обучения, а в США в течение двенадцати лет.
- Реализация дифференцированного комплектования классов в США. В России такое комплектование отсутствует. Дифференцированный подход в обучении присутствует, но он применяется к отдельному коллективу учащихся в виде дифференцированных заданий.
- Средняя образовательная школы США представлена в видовом разнообразии: академические, профессиональные, многопрофильные школы. В России такого разнообразия не имеется.
- Отсутствие единых учебных планов, учебной литературы, образовательных программ в системе школьного обучения в США, тогда как в России установлены единые образовательные программы, учебные планы и учебная литература.
- Тестирование учащихся как контроль знаний и средство поступления в средние профессиональные и высшие учебные заведения было перенято системой образования России (сдача ОГЭ и ЕГЭ) от образовательной системы США.
- Буквенная система оценивания в США и пяти бальная система оценивания в России.
- Самостоятельный выбор предметов обучения в колледжах и вузах США студентами. В России имеется четкий перечень обязательных предметов к изучению по выбранному направлению образования.
- Выбор будущей профессии реализуется в вузах США студентами не сразу, а ход обучения и может быть изменен. В России такой практики не имеется на сегодняшний день.
Сравнение систем образования России и Великобритании
Система образования Великобритании имеет такое же устройство, как и система образования России. Она, также, имеет государственное финансирование на этапе получения общего образования детьми.
Среди отличительных черт образовательной деятельности Великобритании и функционирования ее образовательной системы можно отметить следующие:
- Обязательное школьное обучение начинается с пятилетнего возраста и продолжается до шестнадцати лет. Таким образом обучение в школах занимает тринадцать лет. Обязательно получение одиннадцатилетнего общего образования, после которого можно поступить в колледж для получения конкретной рабочей профессии.
- Видовое разнообразие государственных школ Великобритании: грамматические, объединенные и современные школы.
- Обучение реализуется, как и в нашей стране, по единым учебным планам и программам, утверждаемым органами местного самоуправления.
- Тестирование – основная форма контроля знаний учащихся.
- После завершения обучения в школе – имеется в виду тринадцатилетнее обучение, ребенок не может претендовать на поступление в высшее учебное заведение. В Великобритании предусмотрено прохождение академической или профессиональной предварительной подготовки. Они являются программами подготовки к обучению в высшем учебном заведении и дают определенные знания и навыки.
- Система высшего образования включает в себя обучение в университетах и колледжах. Университеты бывают коллегиального устройства – в их составе имеются колледжи и унитарного- наличие факультетов и отделений (подобно вузам России).
Сравнение образовательных систем Германии и России
Система образования Германии, по своему устройству, имеет сходные характеристики с системой образования России. Обучение носит бесплатный характер на этапе получения среднего школьного образования и является платным при получении профессионального образования.
Среди отличительных черт образовательной системы Германии можно выделить следующие:
- Тринадцатилетнее школьное обучение. Оно ориентировано на получение полного среднего образования. После одиннадцати лет обучения можно поступить в колледж для получения определенной профессии.
- Четыре уровня получения среднего образования т.е. обучения в школе: гимназия – 9 лет обучения; реальная школа – обучение в течение пяти-шести лет для получения специальности по направлениям торговли, сферы обслуживания и государственной службы; общая школа – профильное образование учащихся; основная школа – формирование базовых знаний в течение 10 классов обучения.
- Дуальность профессионального обучения. Предполагается получение рабочей специальности в ходе формирования практических навыков в реальном производственном процессе. Учащимся выдается свидетельство, подтверждающее трудовую практику, которое действительно только при сдаче экзаменов по теоретическим знаниям конкретного профиля.
- Две ступени получения высшего образования: базовая ступень – занимает четыре семестра и дает степень лиценциата и основная ступень, дающая степень магистра при прохождении шести семестров обучения.
- Возможность получения образования в высшей школе. Оно носит сокращенный характер, дает знания в определенной научной области и академическую степень.
- В основе получения высшего образования лежит принцип академической свободы – обучение по выбранному направлению, освоение конкретных дисциплин может быть осуществлено в течение желаемого временного промежутка – не имеется четко установленных лимитов.