Применение синергетического подхода в современной педагогике
Современный этап общественного развития требует коренных преобразований во всех сферах жизнедеятельности. Система образования более всего нуждается в реформировании, поскольку от нее зависит воспитание и образование подрастающего поколения, обучение квалифицированных специалистов, профессионалов в сферах научно-технического и информационного направления.
В этой связи широкое распространение получило новое научное направление - синергетика. Она связана с объединением процессов, которые приумножают и укрепляют воздействия систем друг на друга.
Синергетика базируется на понятии открытой системы, которая существует только во взаимосвязи с окружающей средой и непрерывном притоке энергетического вещества из нее. Это способствуют самоорганизации всех ее системных процессов. Такая самоорганизация протекает на основе распада, ранее имевшейся структуры и развитием нового способа построения. Это происходит по принципу обратного взаимодействия.
С этой точки зрения можно объяснить взаимодействие системы с окружающей средой, которая оказывает значительное влияние на ее развитие, эволюционные изменения. При этом, система должна быть устроена таким образом, чтобы подвергаться и принимать подобное внешнее воздействие.
Процесс самоорганизации составляет фундамент эволюции. От нее зависит появление и развитие совершенно новых форм и моделей, структур, более качественных и сложных по своему развитию и функциональному значению.
Поскольку педагогическая наука представляет собой открытую систему, то синергетический подход актуален для применения в ней. Его использование в педагогике основывается на том, каким образом можно организовать процесс управления образовательной системой, не управляя ею, грамотно и результативно, но не навязчиво направлять учащихся на правильный путь, способствовать формированию у них навыков самовоспитания, самообразования, саморазвития и самосовершенствования.
Синергетический подход в педагогике исключает диктатуру и авторитет педагога в учебно-воспитательном процессе. Педагог должен не опекать ребенка и принуждать к действию, а лишь мотивировать его развивать познавательную активность и заинтересованность в непрерывной учебной работе, открывать себя, познавать окружающий мир и искать собственный путь развития.
Синергетический подход является методологическим направлением в учебной и воспитательной деятельности, который основывается на использовании комплексной системы, включающей идеи, понятия, приемы и методы исследования и координации открытыми нелинейными системами, способными к самоорганизации.
В образовательной сфере, синергетический подход связан с применением специальных методик и технологий, направленных на поиск нового знания, открытия истин нового значения, носящих приближенный характер и базирующихся не интуиции, творческих началах, фантазии, воображении. Он основывается на гуманистических началах и личностном ориентировании. Его применение помогает достичь положительных результатов и разрешить многие проблемы современного общества.
Синергетический подход в педагогике базируется на идее о том, что процессы воспитания и образования всегда будут носить нелинейный и ассиметричный характер, поскольку они подвержены воздействию социально-экономических факторов.
Все субъекты педагогического процесса рассматриваются, как отдельные подсистемы, поэтапно развивающиеся и переходящие к саморазвитию.
Рисунок 1. Синергетический подход в педагогике. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Принципы синергетического подхода
В качестве принципов синергетического подхода применяются паттерны – модели синергетического мышления. Паттерны позволяют расширить представление о многих процессах и явлениях педагогики, за счет содержания новых знаний о методах самоорганизации и саморазвития систем нелинейного типа.
Основными принципами или паттернами синергетического подхода являются:
- Принцип нелинейности и открытости всех мировых систем. Поскольку все системы способны обмениваться энергией, информационными данными, веществами с окружающей средой, находятся на удаленном расстоянии от точки равновесия и могут подвергнуться разрушению структуры при неравновесности системы, то такие системы являются открытыми и нелинейными и функционируют на базе процессов самоорганизации и саморазвития.
- Принцип хаотичности. Хаос является механизмом построения системы, поскольку он способствует объединению простых элементов в сложное системное строение, посредством координации темпов эволюционных процессов и при этом, может разрушить ее структуру при сложной системной организации. Хаотичность выполняет роль разрушителя, что необходимо для последующего построения чего-то нового, которое также разрушится после построения.
- Принцип жизнедеятельности. Саморегулирующиеся системы должны быть, как устойчивыми и способным к противодействию внешних факторов, так и функционировать на основе протекания случайных, неустойчивых процессов.
- Принцип признания последовательного развития системных процессов. Система функционирует по конкретной логике и алгоритму, представляющему определенную поэтапность действий. Нельзя навязывать системе нелогичный и противоречащий ее сути порядок деятельности.
- Принцип резонансного воздействия на все системные элементы. Внешнее воздействие на систему и ее отдельные элементы должно согласовывать с внутренними характеристиками и особенностями ее функционирования. При этом, важно, правильно распределить внешнее воздействие, не акцентируя внимания на его интенсивности и силе.
- Принцип недопущения закрытия системы. Система должна иметь открытый характер, чтобы принимать внешнюю энергию и позволять внедрять в себя новаторские разработки. Закрытая система будет устойчивой к изменениям, легко противостоять им, что в итоге приведет к ее торможению в развитии, замораживанию эволюционных процессов в образовательной сфере.