Значение сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста
Сенсорное воспитание – это одно из важнейших средств полноценного развития ребенка дошкольного возраста, формирования у него восприятия и представления об основных свойствах окружающих предметов (величина, форма, цвет, положение, запах и вкус).
Большое значение в сенсорном воспитании детей младшего дошкольного возраста имеет процесс формирования у них представления о сенсорных эталонах.
Сенсорный эталон – это общепринятый образец внешних свойств предмета.
Например, сенсорный эталон по цвету – это цветовой спектр, оттенки цветов по насыщенности и светлоте. Сенсорный эталон по форме – разнообразные геометрические фигуры. Сенсорный эталон по величине – общепринятая система метрических мер.
Помимо внешних сенсорных эталонов, имеются сенсорные эталоны по слуху и вкусу, например, сенсорные эталоны по слуху – это звуковые отношения и фонемы родного языка, сенсорные эталоны по вкусу – это собственный вкус и обонятельное восприятие.
Усвоение сенсорных эталонов является достаточно сложным и длительным процессом, который не ограничивается границами младшего дошкольного возраста, и имеет свою определенную предысторию. Однако необходимо отметить, что усвоение сенсорного эталона не означает овладеть знаниями о том или ином свойстве предмета, умении называть и показывать его правильно. Важно не только обладать четкими представлениями о разных свойствах того или иного предмета, но и уметь их отличать друг от друга, посредством осуществления сравнения и анализа, выделения характерных и специфических свойств предметов в рамках различных ситуаций.
Таким образом, процесс усвоения сенсорных эталонов - это умелое использование их как «единиц измерения», при осуществлении оценки свойств предметов и веществ. Именно знакомство с этими свойствами и является основой содержания сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста.
Проблемы сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста
В настоящее время проблема сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста и формирование у них сенсорной культуры является одной из приоритетных задач дошкольного образования. Это связано с тем, что сенсорное воспитания имеет одно из главных значений в успешном развитии ребенка, в связи с чем, требует пристального внимания со стороны педагогов.
С одной стороны, сенсорное воспитание ребенка младшего дошкольного возраста составляет фундамент его общего развития, в том числе и умственного, с другой стороны оно имеет самостоятельное значение для развития полноценного восприятия необходимо для последующего обучения в школе и осуществлении трудовой деятельности. Сенсорное развитие очень важно для учебной и трудовой деятельности, от усвоения сенсорных эталонов зависит успешность обучения детей в детском саду и школе, выполнения некоторых видов трудовой деятельности.
Таким образом, именно с восприятия окружающих предметов и явлений у ребенка младшего дошкольного возраста начинается познание мира. Все иные формы познания (мышление, запоминание и воображение), строятся у ребенка дошкольника на основе образов восприятия и, по сути, являются результатом их переработки. В связи с чем, невозможно полноценное умственное развитие без опоры на развитое восприятие.
Ведущей деятельность ребенка младшего дошкольного возраста является игра. Именно поэтому в сенсорном воспитании используются игры. Особенно результативна дидактическая игра, которая уже достаточно давно считается одним из основных средств сенсорного развития детей дошкольного возраста. В детских садах на дидактические игры возлагается задача по формированию сенсорики детей.
Дети младшего дошкольного возраста еще не умеют самостоятельно рассматривать и обследовать предметы, а также выделять их специфические и характерные черты (цвет, величина, форма). В связи с чем, перед воспитателем стоит задача по организации целенаправленного процесса по формированию у детей сенсорных эталонов. С этой целью используются разнообразные дидактические игры и упражнения, которые направлены на развитие у детей представлений о цвете, форме и величине.
Содержание сенсорного воспитания
Роль сенсорного воспитания в развитии ребенка младшего дошкольного возраста очень велика. Это связано в первую очередь с тем, что в этот возрастной период ребенок наиболее восприимчив для совершенствования деятельности органов чувств, а также для накопления ребенком представлений об окружающем мире.
Цель сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста – формирование у детей отношения к свойствам различных предметов и явлений, умения их отличать по характерным признакам, посредством зрения, слуха и тактильного восприятия.
Задачи сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста:
- Учить детей различать предметы по форме, цвету, величине и т.д.
- Учить детей различать материалы по фактуре, массе, звуковым свойствам и т.д.
- Ознакомление детей с разновидностями основных свойств предметов: по цвету, форме, величине и т.д.
- Ознакомление детей с свойствами предметов, которые можно различать используя слух, вкус, обоняние и т.д.
- Формирование у детей представлений о пространстве, расположении предметов в нем. Обучение детей ориентироваться в пространстве относительно частей своего тела и некоторых словесных характеристик (перед, за, спереди, слева, справа и т.д.).
- Обучать детей замечать количество предметов, особенности их движения, расположение относительно друг друга.
В процессе сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста, необходимо формировать у них следующие умения:
- Определение величины, формы, цвета и т.д.
- Группировать предметы по характерным признакам, чередовать их относительно данных признаков.
- Группировать предметы, имеющие однородный сенсорный признак, либо два признака.
- Сравнивать предметы между собой по характерным признакам.