Сущность понятия «сенсорная интеграция»
Сенсорная интеграция – это определенный процесс в ходе которого к нервной системе поступает информация от рецепторов органов чувств, а после их анализа, эта информация используется, чтобы выполнять целенаправленную деятельность.
Иными словами, это некоторая способность нервной системы к продуктивному объединению информации, поступающей от разных каналов. Условно, сенсорная интеграция заставляет мозг воспринимать информацию от рецепторов быстрее, а значит, ускоряются процессы воспроизведения различных функций.
Впервые сенсорная интеграция была описана американским эрготерапевтом, психологом и педагогом Энн Джин Айрес. Методики, которые были разработаны на основании сенсорно-интегративного подхода, были представлены в 1963 году в Университете Южной Калифорнии в рамках диссертации по педагогической психологии. Сейчас метод сенсорной интеграции применяют во всех странах мира, помогая детям поборот моторную неловкость и восстановить баланс между рецептором и рефлексом.
Специалисты по сенсорной интеграции
Сенсорная интеграция, в первую очередь, представляет собой работу с мозговыми функциями, поэтому чаще всего занятия проводятся нейропсихологами и дефектологами, прошедшими дополнительной образование по данному направлению.
Программу по развитию или восстановлению сенсорных функций подбирают индивидуально. Для каждого ребенка это будут разные занятия и игры, направленные непосредственно в ту область, которая дается ему сложнее остальных. Важно упомянуть, что использование сенсорной интеграции не заставляет ребенка совершать труднореализуемые действия, наоборот, игровая механика увлекает и заинтересовывает, воздействуя на те же области головного мозга, которые отвечают и за действия, трудные для каждого конкретного ребенка.
Примеры нарушений сенсорной интеграции у детей
Нарушения сенсорной интеграции навязаны дисфункцией и представлены различными проблемами слухового, зрительного, тактильного, вкусового, двигательного, обонятельного и координационного характера.
Симптомы дисфункции сенсорной области проявляются чаще всего эмоциональной лабильностью, поведенческими факторами, двигательной функцией, задержкой развития речи, что позже вызывает проблемы в учебной деятельности, социальной адаптации, концентрации внимания и формирования самоконтроля.
Дисфункция сенсорной интеграции обычно комплексная, то есть нарушается работы сразу нескольких органов чувств. Но может встречаться и узконаправленная дисфункция.
- нарушения слуховой функции могут проявляться боязнью громких звуков и шума, непереносимостью отдельных видов музыки, негативными реакциями на пение или голос, невосприимчивостью обращений, растерянностью в людных и общественных местах;
- нарушения зрительной функции проявляются светобоязнью, напряжением при рассматривании предметов, неуклюжестью при спусках и подъемах, избегания глаз собеседника;
- нарушения осязательной функции проявляются воздержанием от игр с пластилином и тестом, красками, мелкими предметами, снижением чувствительности, как болевой, так и температурной, нетерпением прикосновений к себе. Негативная реакция может проявляться на отдельные виды одежды или тканей, не любят ходить без обуви;
- нарушения вестибулярного аппарата проявляются неуклюжестью и неловкими движениями, неустойчивостью, негативными проявлениями к активным играм, детским площадкам и спорту, проблемами с концентрацией внимания и координацией, излишней тревожностью;
- нарушения вкусовой и обонятельной функций проявляются изменениями чувствительности к пище, негативной реакцией на запахи, плохой чувствительностью к запахам.
Если проявляется сразу несколько нарушений, следует незамедлительно обратиться к специалисту и провести тестирование на выявление сенсорной дисфункции.
Сенсорная интеграция неговорящего ребенка
Сенсорная интеграция и речь тесно взаимосвязаны. Дисфункция сенсорной интеграции – частая причина ЗРР, поэтому детям с речевыми трудностями, рекомендуется проводить занятия с использованием сенсорно-интегративных методик. Чтобы запустить речь, могут использоваться игры по развитию мелкой моторики: бизиборды, сухие бассейны, игры с крупами, песком и пр. Сенсорная интеграция – один из наиболее эффективных способов скорейшего запуска речи.
Сенсорная интеграция при РАС, СДВГ и аутизме
Нарушения сенсорной интеграции могут возникнуть в результате следующих причин:
- генетическая предрасположенность;
- патологии перинатального периода;
- родовые травмы;
- патологии в период новорожденности;
- экологические факторы;
- нарушения нервно-психического развития;
- ЧМТ;
- ДЦП;
- РАС;
- СДВГ.
Дисфункцию сенсорной интеграции практически всегда выявляют при аутизме, РАС, ДЦП, а также при наличии черепно-мозговых травм и других повреждений мозга, часто отмечается у детей с СДВГ.
При СДВГ, РАС, ДЦП и аутизме комплексные занятия с сенсорной интеграцией нужны во всех 100% случаев, так как представляют эффективны метод для развития высших психических функций детей с нарушениями мозговой деятельности и повреждениями коры головного мозга.
Сенсорные нарушения встречаются у 20% всех детей-дошкольников и предполагают необходимость активно внедрять в жизнь детей сенсорную интеграцию.
Обычно занятия по сенсорной интеграции проводит специалист в детском коррекционно-развивающей центре. Под данный вид занятий обычно отводят целую отдельную комнату. Зал должен быть оборудован разнообразными игровыми предметами, во время взаимодействия с которыми будут развиваться те или иные функции головного мозга.
Создание сенсорной комнаты в домашних условиях крайне сложное, так как необходимо использовать огромное количество крупногабаритных предметов, многие из которых дорогостоящие.