Сократовская беседа как особая методика обучения
Данный метод представляет собой особую форму организации беседы, в ходе которой учащийся должен испытать сомнение в своей правоте, чтобы отыскать правильный ответ и познать истину. Без сомнения не может быть продуктивного познания.
Применение данного метода учит мыслить диалектически, не применяя жестких, однозначных высказываний, не делая категоричных выводов и рассматривая вещи, процессы и явления во всей их сложности и многогранности.
Появление этого метода обучения связано с именем древнегреческого философа Сократа. Именно им была впервые введена в практику такая беседа, в ходе которой философом задавались самые разнообразные вопросы, порой каверзные, выдвигались возражения с целью навести собеседника на определение верного пути, помочь ему принять верное решение. Сам Сократ никогда не давал готовых ответов на вопросы. Он считал, что для продуктивности познания их необходимо отыскать самостоятельно.
По мнению Сократа, беседа должна строиться таким образом, чтобы вопросы, задаваемые учащимся, были тщательно продуманны и спланированы, обеспечивая тем самым, стимул для логического согласования своих мыслей и проведения оценки их верности.
Сократическая беседа нацелена не на получение конкретного знания, а на привитие любви к нему, развитие стремления к его поиску. Эта методика удобна в применении для любой возрастной категории, она не имеет ограничений и несет важное функциональное значение, выступая качественным инструментом в организации учебно-воспитательного процесса.
Рисунок 1. Сократовская беседа. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Сократическая беседа состоит из двух составных частей:
- Система подготовленных вопросов. Эти вопросы составляются таким образом, чтобы натолкнуть учащихся на поиск верного решения, поставленной задачи, дойти до истины. При этом учащийся должен выявить и осознать, имеющуюся проблему, которая ранее могла не вызывать сомнений в его сознании. Раскрывая противоречия, у учащегося постепенно происходит ликвидация ложного знания, что вызывает всплеск его эмоций, развивает беспокойство ума и заставляет его активизировать свою деятельность, чтобы найти истинно верное решение.
- Система «майевтики». Она предполагает грамотное, но скрытое подведение учащихся к верному решению путем применения тщательно завуалированных наводящих вопросов. При этом, у учащегося не возникает ощущения, что его подвели к этим выводам или решениям, поскольку его сознание работало над ними и ему кажется, что он пришел к этим выводам самостоятельно. Достижение такого результата обеспечивается созданием равноправного положения учащегося и педагога.
Рисунок 2. Сократовская беседа. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Применение сократовской беседы в педагогическом процессе необходимо для решения различных проблемных вопросов, либо выбора того или иного варианта решения проблемы.
Практическое применение сократовской беседы в современном образовании
Семинары на основе использования сократического диалога ориентированы на то, чтобы заинтересовать учащихся в познании путем развития разносторонней дискуссии по какой-то исследуемой тематике, заменяя простое заучивание и пересказ материала. Если учащийся будет рассуждать на данную тему, защищать свою точку зрения в дискуссии, сомневаться в правильности своих взглядов, то это активизирует его мыслительную деятельность и заставит думать самостоятельно, а не просто заучивать информацию, которая может и не закрепиться в сознании.
Метод сократической беседы применяется для обсуждения какой-то книги или научной статьи. В диалоге могут принимать участие все желающие. Они заранее готовятся к нему, знакомясь с материалом, формируя тезисы, грамотно конструируя свои мысли и идеи по данному направлению диалога.
Ведущая роль в подобной беседе отводится педагогу. Однако, он не выступает здесь, как лектор и единственный авторитет. Ему отводится роль контролера и координатора процесса прохождения беседы. Он наблюдает за обсуждением учащихся, направляет их при необходимости и контролирует протекание беседы в нужном направлении и русле, а также следит за тем, чтобы каждый желающий высказался.
Также, педагог может составить вопросы, которые при обсуждении помогут учащимся придерживаться тематики диалога и увлечься беседой в полной мере.
Проведение подобных семинаров регулярно, помогает учащимся развить логическое мышление, что принесет положительные результаты в дальнейшем изучении дисциплины, обучении в целом и решении проблемных моментов в жизни.
Как правило, сократические беседы применяются для изучения таких дисциплин, как:
- Философия;
- Социология;
- Психология;
- Литература.
Это объясняется тем, что методика сократического диалога плохо применима для точных естественных наук, в которых главную роль играют безальтернативные формулы, законы, теоремы.
Кроме того, методика позволяет устранить ненужные спорные моменты и используется на занятии в воспитательных целях. К примеру, педагогом было принято решение выгнать учащегося с занятия за нарушение правил поведения, что вызвало его агрессивную реакцию. Педагог может провести беседу с ним, задавая наводящие вопросы такого типа: «Ты понимаешь за что тебя выгнали?», «Как ты считаешь, твое поведение, шум, который ты устроил не мешает педагогу сосредоточиться и преподнести учебный материал?», «Ты не думал, что ты можешь помешать не только мне, но и своим товарищам?», «Если твое поведение причинило вред остальным, то справедливо было выгнать тебя?». Эти вопросы помогут учащемуся дойти по сути проблемы и осознать свое неверное поведение и, возможно принести извинения.