Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Семинар: цели, задачи, организация

Определение 1

Семинар – это форма организации учебного занятия, используемая на уровне высшего и среднего профессионального образования и ориентированная на обсуждение, изученной темы и проведение контроля знаний учащихся по ней.

Проведение семинаров позволяет более полно, расширенно и углубленно изучить учебную дисциплину и сделать обсуждение учебного материала творческим процессом.

Целевое назначение и функциональная роль семинаров

Проведение семинаров нацелено на познание и понимание учащимися конкретной темы, рассматриваемой на лекционном занятии по той или иной дисциплине. Учащиеся знакомятся с учебным материалом на лекции, а затем более детально изучают его практике, задавая вопросы по тем моментам, которые им непонятны, вызвали затруднения при изучении.

Помимо данной цели, можно выделить ряд подцелей организации семинарского занятия. К ним относятся:

  1. Развитие навыков самостоятельного познания;
  2. Формирование заинтересованности в самостоятельном мышлении и развитии;
  3. Расширение знаний учащихся по определенной тематике;
  4. Формирование творческой направленности деятельности учащихся.

В ходе семинара, студенты получают новые знания по исследуемой темы и учатся анализировать различную информацию, теории и концепции. Также, на семинарах проводится изучения научных основ деятельности т.е. проводится исследовательская работа по изучаемой теме.

Семинар, как форма организации учебного занятия, выполняет ряд важных функций. К ним относятся:

  • Контрольная функция. На семинарах педагог изучает степень освоенности учащимися той или иной темы, оценивает их понимание смыслового содержания, сущности темы исследования, а также оценивает познавательные способности и уровень познавательной заинтересованности каждого студента. Это помогает педагогу выработать определенный образовательный маршрут для конкретных студентов, чтобы устранить их пробелы в знаниях и навыках. Данная функция реализуется путем проведения опросов, тестов, контрольных работ, дискуссий.
  • Познавательная функция. Она отражает расширение знаний учащихся в определенной области знаний, а также развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности. Знания, которые изучаются студентами на лекциях получают новое качественное представление, укрепляются и углубляются в сознании учащегося. Данная функция реализуется путем проведения творческих работ, написания докладов, рефератов, выполнения проектов, проведения исследовательской деятельности.
  • Воспитательная функция. Она ориентирована на развитие дисциплины учащихся и воспитание у них таких качеств, как: терпимость, уважение к мнению другого, доброжелательность, культура общения. На семинарах студенты учатся выстраивать положительные диалоги, слушать и слышать друг друга, принимать наличие разных точек зрения и их правильности и т.д. Знания становятся убеждениями студентов и помогают выработке культуры профессионального поведения и научной направленности мировоззрения.
«Семинар: цели, задачи, организация» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Семинары характеризуются гибкостью. Студенты играют ведущую роль в процессе познания, выполняя интенсивную самостоятельную работу, а педагог только направляет их, помогает в познании и мотивирует познавательную заинтересованность и творческую активность деятельности.

Типы и виды семинаров

Семинары бывают следующих типов:

  1. Расширенное познание изучаемого курса. Такие семинары актуально использовать при изучении дисциплин гуманитарной направленности. На них преобладает контрольная функция, поскольку оценивается уровень освоенности студентами образовательной программы по конкретной дисциплине.
  2. Углубленное изучение отдельных тем курса конкретной дисциплины. Такие семинары выполняют в основном познавательную и воспитательную функцию. Контроль уходит на второй план.

Семинары организуются в разных формах. Виды таких занятий зависят от темы исследования, ее целевого назначения, характера познавательной работы, уровня развития студентов конкретной группы, их специальности, профиля обучения.

В высших учебных заведениях, как правило, организуются семинары следующих видов:

  1. Вопросно-ответный семинар. Педагог задает вопросы, а студенты на них отвечают.
  2. Проведение развернутой беседы. Студенты готовятся к данной беседе: им дается тема занятия, вопросы по ней. При данной форме занятия, удается вовлечь в работу максимальное количество студентов.
  3. Чтение докладов, рефератов. Доклады могут обсуждаться после их прочтения, а также, педагог может давать детальное пояснение рассмотренного вопроса.
  4. Проведение диспутов по исследуемой проблеме.
  5. Решение задач и выполнение упражнений. Такие семинары актуально при изучении естественно-научных дисциплин. Они формируют аналитические навыки студентов и развивают логическое мышление.
  6. Контрольные работы в письменной форме. Они ориентированы на контроль знаний учащихся по изученной теме, курсу.
  7. Коллоквиумы. Они ориентированы на проведение контрольных опросов студентов в устной форме. Они имеют форму собеседования педагога со студентами. Контроль проводится по курсу образовательной программы. Они помогают оценить уровень подготовки студентов, выявить их сильные и слабые стороны в изучении конкретной дисциплины.
  8. Теоретические конференции. Они проводятся на основе выбора нескольких студентов из разных групп курса. Им даются темы, подводящие итоги изучения целого курса образовательной программы или его большой темы. Данные семинары характеризуются эффективностью, поскольку помогают выявить глубину познания студентами конкретной темы, курса, развить их навыки публичного выступления, способности анализа и формулирования умозаключений. Однако, такие семинары требуют использования больших трудовых и временных ресурсов.

При организации семинаров и выборе их форм, важно, обращать внимание на их преимущества и недостатки и целесообразность проведения данного семинара к изучению конкретной темы.

Семинары должны чередоваться. Одна и та же форма занятий снижает их эффективность. Студенты теряют интерес к занятиям и не стремятся к формированию навыков самостоятельного познания.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 08.04.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot