Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Самовоспитание в становлении педагога-профессионала

Профессиональное саморазвитие педагога

Успех учебно-воспитательной деятельности любого педагога, зависит от уровня сформированности его профессионального мастерства. Оно позволяет сформировать профессиональные компетенции педагога, позволяющие ему действовать в определенном целевом направлении, реализовывать цели и задачи образования, делая этот процесс более качественным, продуктивным и целеориентированным.

Профессиональное мастерство педагога развивается и активизируется, посредством его саморазвития.

Определение 1

Саморазвитие педагога – это развитие личностных качеств, способностей, преобразование свойств личности через внутреннюю работу над собой, приложение собственных усилий.

Саморазвитие ориентирована на выполнение индивидом определенных действий, которые приводят к изменению ее природных качеств, психических процессов, раскрытию задатков, активизации работы памяти, мышления, внимания, восприятия, развитию новых навыков деятельности, умений принимать решения, действовать в нестандартных ситуациях.

Процесс саморазвития неразрывно связан с самосовершенствованием личности педагога в профессиональном плане.

Самосовершенствование профессиональной деятельности педагога – это система действий, ориентированных на развитие определенных навыков реализации педагогической деятельности, способствующих ее более качественному и продуктивному исполнению.

Профессиональное самосовершенствование связано, также, с устранением или сглаживание недостатков педагога: личностных качеств, профессиональных навыков деятельности.

Процессы саморазвития и самосовершенствования стоят на одной ступени профессионального становления педагога. Они открывают для педагога возможности развития своего профессионального мастерства, достижение его пика и максимальных возможностей в выполнении своих профессиональных функций.

Стремление к самосовершенствованию отражает профессиональную зрелость педагога т.е. его стремление к качественному выполнению своих профессиональных обязанностей и осознанное стремление к реализации своего творческого потенциала.

«Самовоспитание в становлении педагога-профессионала» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Если педагог не стремится развиваться, совершенствовать свои профессиональные навыки и умения, то его профессиональная деятельность будет неэффективной, поскольку, он не сможет ориентировать учащихся на развитие и саморазвитие, обеспечить полноценное развитие детей в образовательной деятельности.

Самообразование как компонент самовоспитания педагога

Одним из значимых компонентов самовоспитания педагога, выступает его самообразование.

Самообразование педагога – это целенаправленный процесс познания, ознакомления с новыми педагогическими теориями и концепциями, освоение методов, приемов и технологий реализации образовательной деятельности, ориентированной на результат т.е. создание конечного продукта- выпуск всесторонне развитой личности, наделенной нравственными ориентирами деятельности, профессиональными компетенциями и профессиональным самосознанием.

Самообразование является необходимым процессом в профессиональной деятельности педагога. Это обусловлено рядом причин:

  1. Самообразование лежит в основе роста педагога, как специалиста в своей области деятельности.
  2. Воспитание и обучение детей не может быть реализовано человеком, который не работает над собственным развитием и обучением.
  3. Педагог, не ступающий в ногу со временем т.е., не осваивающий новые приемы организации педагогической работы, не исследующий новые методы и технологии образования и воспитания, не внедряющий в педагогическую практику инновационные педагогические разработки, оказывается не способен к достижению целевого назначения образования и тянет все образовательное заведение назад, тормозит его развитие.
  4. Образование развивает человека. Поэтому, педагогу, чтобы развивать детей, необходимо непрерывно получать образование.
  5. Знания устаревают. Это особенно актуально в современном обществе, информатизация которого приводит к его постоянным переменам. Поэтому, старые знания, педагогические методики и технологии устаревают.
  6. Самообразование развивает интеллектуальный потенциал личности, формирует у человека осознание его самоценности и значимости для общества.
  7. В ходе самообразования, педагог осваивает опыт поколений и направляет его на собственное развитие.

Профессиональное самовоспитание и правила его эффективной реализации

Определение 2

Профессиональное самовоспитание педагога – это работа педагога над преобразованием своих личностных качеств, исходя из поставленных профессиональных целей и задач

Чтобы достичь профессионального развития, построить карьеру, педагогу требуются определенные личностные качества. Если они не заложены природой, не раскрылись в ходе жизнедеятельности человека, то их необходимо развивать, а некоторые качества требуют совершенствования и коррекции. Для этих целей существует процесс самовоспитания. В его ходе, педагог усваивает опыт предшествующих поколений, преобразуя его в текущую профессиональную деятельность, за счет внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие педагога.

Самовоспитание возможно реализовать только если, у человека имеется определенный уровень развития его самосознания, навыки анализа и самоанализа, способность к адекватному оцениванию своей деятельности, своих поступков, желание выявлять недостатки своей работы и устранять их.

Самовоспитание педагога будет эффективным при соблюдении ряда правил:

  1. Развитие адекватной самооценки личности. педагог должен уметь видеть недочеты в своей работе и стремиться к их корректировке. Это отражает зрелость его мышления и лежит в основе его профессионального самовоспитания.
  2. Самовоспитание нельзя рассматривать отдельно от самообразования. Эти два процесса являются компонентами единой системы профессионального развития педагога, неразрывно связаны, взаимодействуют друг с другом и взаимовлияют друг на друга.
  3. В ходе самовоспитания, необходимо использовать разные источники информации. Это развивает навыки сравнения, сопоставления, анализирования, формирования выводов и умозаключений.
  4. Развитие навыков планирования своей деятельности и выполнение плановых мероприятий.
  5. Обязательное осознание педагогом важности и значимости своей профессиональной деятельности.
Дата последнего обновления статьи: 22.08.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot