Сущность процесса самообразования
Самообразование – это осознанная целенаправленная образовательная работа индивида, ориентированная на получение новых знаний и навыков в конкретном направлении деятельности, обусловленная стремлением к саморазвитию и самосовершенствованию.
Самообразование основывается на сочетании интереса индивида к познанию и самостоятельном исследовании, изучении какого-то вопросы, проблемы, направления деятельности.
Самообразование рассматривается, с одной стороны, как процесс получения самостоятельных знаний т.е. самообучения, основанного на стремлении усвоить опыт поколений, получить новые знания в какой-то области путем применения различных методов и ресурсов, самостоятельной организации своего обучения: его места, времени, способов осуществления.
С другой стороны, самообразование, рассматривается, как процесс саморазвития т.е. формирования своих личностных качеств, осознания себя, как личности, реализация своих стремлений, формирование самоутверждения, самосовершенствование себя и своих личностных свойств и способностей. В этом случае, самообразование выступает механизмом профессионального роста и развития личности.
Если человек получает новые знания, ищет новые способы решения какой-то задачи, то обучение базируется на его собственной потребности. Такое обучение дает более продуктивные результаты. Обучение «по надобности» не может полноценно развить интеллект, раскрыть творческий потенциал личности, поскольку, сама личность не заинтересована в этом. Она просто выполняет то, что ей сказали, что необходимо по каким-то причинам, что реализуется под влиянием внешних факторов.
Самообразование осуществляется каждой личностью по двум направлениям:
- Самообучение – постепенное приобретение новых знаний и навыков, соответствующее собственным потребностям и стремлениям личности, целям и установкам, а также приобретение профессионального мастерства в каком-то направлении деятельности.
- Самовоспитание – самостоятельная работа над собой и своими личностными качествами, их изменением и развитием, в связи с конкретными целями, установками, взглядами.
Как правило, процесс самообразования, является четко ориентированными на достижение конкретной цели. Эта цель исходит из потребностей личности в самоутверждении, признании в социуме и профессиональной деятельности.
Самообразование ориентировано на получение личностью какого-то конкретного блага: материального или духовного. Оно необходимо для личностного развития и должно развиваться, как естественная потребность личности, сопровождающая ее на протяжении всей жизнедеятельности.
Компоненты потребности в самообразовании
Самообразование выступает, как потребность, которую личность реализует самостоятельно, исходя из, имеющихся средств и возможностей, способностей и внешних факторов.
Основными компонентами самообразования, как потребности, побуждающей к выполнению самообучения и самовоспитания, играющими роль мотивов деятельности, ориентированной на достижение профессионального роста, выступают следующие:
- Ежедневная работа с информацией. Современное общество пропитано разнообразными информационными ресурсами. Без информации уже не мыслима обычная жизнь. Поиск и анализ информации выступает приоритетным компонентом любой профессиональной деятельности. поэтому, требуется обучаться работе с новой информацией, вариантам и формам организации этой работы.
- Стремление к творчеству. Творческий потенциал заложен в каждом человеке. Ни один творческий человек не способен работать по шаблону в течение длительного временного периода. У любого профессионала развивается стремление к большему, к тому, чтобы работа была интересной и увлекательной, приносила больший материальный и духовный эффект.
- Научно-технический прогресс. Общество развивается и совершенствуется и без собственного развития и совершенствования существование в нем становится затруднительным.
- Конкуренция. Любой профессионал желает быть лучшим в своем деле. Однако, он сталкивается с иными профессионалами, которые работают не хуже, а может и лучше него. Ему необходимо саморазвиваться и совершенствовать свои профессиональные навыки, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда.
- Социальные изменения. Знания и навыки должны отвечать текущим потребностям социального развития.
- Общественное мнение. Социальное признание, благодарность за работу являются важными компонентами профессиональной деятельности.
- Материальные стимулы. Получение новых знаний и навыков, повышение уровня квалификации способствует повышению заработной платы.
- Интерес к обучению. Учиться и развиваться не всегда необходимо, иногда, это оказывается просто интересным и увлекательным занятием.
Рисунок 1. Мотивы, побуждающие к самообразованию. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Формы организации самообразования
Профессиональный рост работников разных отраслей и направлений деятельности имеет множество вариантов осуществления. Наиболее популярными и актуальными из них являются следующие формы самообразования:
- Курсы повышения квалификации. Профессиональные работники получают обучение на специальных курсах, которые ведут профессиональные педагоги конкретной области. На курсах можно получить новые знания не только от педагога, но и почерпнуть опыт деятельности иных участников курсов. Курсы могут носить обязательный характер – когда работодатель отправляет сотрудников для повышения их квалификации, перепрофилирования, а могут быть самостоятельным выбором человека т.е. он сам выбирает конкретные курсы, которые желает посетить, оплачивает их и т.д.
- Получение второго и последующего высшего образования. Если человек не желает работать по специальности или хочет иметь другую, то он может выбрать программу обучения для получения второго высшего образования и осваивать ее.
- Дистанционное обучение. Это обучение через ПК и иные гаджеты, в форме прохождения семинаров, вебинаров, просмотра видеороликов, онлайн лекций. Такое обучение удобно тем, что не требует изменения своего местоположения для его получения, организуется в удобное время и удобной форме.
- Индивидуальная работа по самообразованию. Она включает в себя чтение книг, посещение лекций научного характера, участие в проектно-исследовательской деятельности, обмен опытом и др.