Природа - неотъемлемая часть той среды, в которой обитает человек. Мы сами являемся частью природы, хотя иногда можем об этом забывать. Воспитанный человек должен любить, ценить окружающий нас мир и нести ответственность за окружающую нас природу. К большому сожалению не все люди соблюдают эти нормы. Во многом это зависит от того, насколько человек воспитан. Именно поэтому экологическое воспитание является весьма актуальным.
Самообразование в экологическом воспитании
Самообразование неотъемлемая часть деятельности педагога. Самообразование способствует профессиональному росту, расширению кругозора. Воспитатель должен предварительно познакомится с методическим материалом, перед тем как начать работать с детьми по определенной теме. Федеральный государственный образовательный стандарт предоставляет педагогам, определенные темы, которыми педагоги должны владеть для осуществления успешной воспитательной деятельности в рамках процесса экологического воспитания.
Выделяют пять основных блоков, в тематике которых должен разбираться педагог, прежде чем приступить к воспитательной деятельности в рамках экологического воспитания:
- формирование азов экологической культуры детей дошкольного возраста
- экологическое воспитание детей в дошкольном учебном учреждении
- экологическое развитие детей в дошкольном учебном учреждении
- осуществление экологического воспитания детей дошкольного возраста через дидактическую игру
- связь экологического воспитания с духовным развитие личности ребенка
Все эти темы изучаются педагогом в течении учебного года. Их освоение может происходить либо от более общих тем к более частным или наоборот от частного к общему.
Цели и задачи самообразования в рамках экологического воспитания
Основными целями педагога в рамках самообразования в концепте экологического воспитания являются:
- воспитатель должен помочь ученикам сформировать личностную ответственность за окружающую природу
- педагог должен помочь детям сформировать азы экологического поведения
- педагог помогает детям осознать, что человек (сами дети) являются неотъемлемой частью природы, окружающей среды
- педагог должен оказывать влияние на родителей с целью внедрения азов экологического воспитания в семью
Для того чтобы воспитатель мог добиться этих целей, ему необходимо осуществить следующие важные задачи:
- пополнять свои знания в отношении той темы, которую он изучает в данный момент
- пополнять материалы с обучающими играми, темами для прогулок, развлекательных мероприятий по теме
- пополнять материалы экологического уголка
- предоставлять новую актуальную информацию в отношении выбранной темы как детям, так и родителям
Темы и цели экологического воспитания детей разного возраста в процессе самообразования
В младшей группе основной акцент в процессе экологического воспитания делается на создание дидактических игр, подходящих для этого возраста. Педагог должен реализовать следующие цели:
- познакомить детей с разными классами животных
- развить у детей эстетические чувства к природе
- приобщать детей к уходу за животными и астениями
- приобщение родителей к изготовлению поделок из природных материалов
В средней группе у детей побуждают к познавательной активности. Педагог в ходе воспитательной работы долен реализовать следующие основные цели:
- объяснить детям, как бережно пользоваться природными богатствами
- научить детей общаться в рамках совместной трудовой и игровой деятельности
В средней группе основной акцент воспитательной работы делается на обогащение у детей знаний в отношении мира флоры и фауны родного края, в данном случае должна прослеживаться еще и связь с патриотическим воспитанием. В рамках этой темы педагог должен реализовать следующие цели:
- рассказать детям о животном и растительном мире родного края
- рассказать детям о важности природных богатств, почему к ним нужно относиться бережно
- привлекать родителей к экологическому воспитанию
В подготовительной группе необходимо больше обратить внимание на правила поведения на природе, так же идет знакомство с понятиями вселенной. Педагог реализовывает следующие цели:
- педагог должен рассказать детям о том, что такое вселенная, из чего она состоянии
- рассказать и наглядно продемонстрировать основные свойства воды
- рассказать сформировать у детей бережное отношение к природе, объяснить важность чистоты окружающей среды
Методы и приемы самообразования в рамках экологического воспитания
В рамках самообразования по экологическому воспитанию педагоги обычно используют два основным метода:
- проблемно-поисковый
- практический
В рамках проблемно- поискового метода осуществляется поиск источников информации, поиск методов работы, поиск вариантов оценивания результатов. Эту информацию педагог может найти в специальной методической литературе, в интернете, позаимствовать у коллег, перенять в ходе участив в педагогических мастер-классах.
Во время применения практического метода происходит внедрение отобранного теоретического материала в практическую воспитательную деятельность.
Во время подготовки к занятиям педагог должен учитывать основные важные формы работы с детьми дошкольного возраста, сюда входят:
- наглядность
- наблюдения
- опыты
- беседа, стихотворения, песни, загадки
- рассказы
- театральные представления
- игровая деятельность
Отчет о проделанной работе
В концепте «Экологическое выпадение дошкольников» существует ряд обязательных элементов для отчетности. Сюда входит обязательные оформление папки с материалами по самообразованию. Педагог должен составить отчет о проведенных консультациях и беседах с родителями на тему экологического воспитания. Педагог в обязательном порядке проводит анкетирование родителей для того чтобы выявить насколько успешно осуществляется экологическое воспитание в рамках семей. Педагог должен подготовить материал для выступления на м педагогическим совете с результатами проделанной воспитательной работы.
Кроме того, в обязательный список мероприятий по отчетности входит создание в группе природного уголка, который состоит из наглядного материла, демонстрационных образцов, поделок из природных материалов.