Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Роль воспитателя в дошкольном образовании

Определение 1

Воспитатель – это педагог, профессионально занимающийся обучением и воспитанием детей дошкольного возраста.

Воспитатель, его профессионализм и личностные качества имеют огромное значение в развитии подрастающего поколения. Именно он создает условия полноценного личностного развития подрастающего поколения. Это позволяет включить ребенка в социальную сферу деятельности и наполнить его развитие субъектным смыслом.

Функциональная роль воспитателя ДОУ

Профессиональная деятельность воспитателя ДОУ сводится к выполнению им следующих функций при реализации образовательного процесса дошкольного образовательного заведения:

  1. Коммуникативное взаимодействие с воспитанниками. Это требует навыков построения конструктивного общения и взаимодействия с детьми разных возрастных групп. От умения педагога найти подход к каждому воспитаннику, выстроить с ним систему взаимодействия зависит развитие коммуникативных навыков дошкольников и их комфорт в образовательном пространстве ДОУ.
  2. Проектирование образовательного процесса ДОУ. Педагог планирует реализацию воспитательной и обучающей работы с дошкольниками, занимается ее проведением и анализирует успешность достижения образовательных целей и задач.
  3. Соблюдение прав и свобод воспитанников. Воспитателю необходимо защищать права и свободы каждого ребенка, обеспечивать сохранность его здоровья.
  4. Культурное развитие подрастающего поколения. Воспитатель реализует привитие детям культурных основ жизнедеятельности, воспитывает навыки культурного поведения в разных сферах общественной жизни и разных ситуациях.
  5. Координация работы помощника воспитателя в реализации единого образовательного процесса ДОУ.

В ходе выполнения своих профессиональных функций, педагог невольно вносит отпечаток своей личности, своего развития, навыков деятельности, опыта в развитие каждого воспитанника. Он выступает связью детей с миром взрослых. Если ранее эта связь осуществлялась только через родителей, то на этапе дошкольного образования она формируется еще и воспитателем, который демонстрирует детям пример своего социального развития и взаимодействия.

Вариативность ролей воспитателя в дошкольном образовании

На этапе дошкольного образования воспитатель выполняет следующие роли:

  • Воспитатель-советник. Педагог помогает разобраться детям с разными аспектами жизнедеятельности, трудовыми операциями, коммуникативным взаимодействием, процессом обучения, самообслуживанием и т.д. В данном случае воспитатель выполняет роль наставника, который формирует направление развития ребенка и помогает ему ориентироваться в разных обстоятельствах жизни и деятельности.
  • Воспитатель-учитель. Он реализует образование дошкольников. В его обязанности входит мотивация к познанию разных сторон окружающей действительности, формированию навыков деятельности разного вида. Педагог ДОУ закладывает фундамент познавательного развития подрастающего поколения.
  • Воспитатель-друг. В образовательном процессе ДОУ ребенку необходимо дружеское плечо. Это особенно актуально на начальных этапах дошкольного образования. Ему необходимо так построить свое общение с ребенком, чтобы сделать его равноправным партнером, подняв его до своего уровня. При этом, свою позицию наставника не стоит отбрасывать в сторону. Ребенок должен уважать старшего друга, доверять ему и полагаться на него.
  • Воспитатель-помощник. Воспитатель оказывает детям разнообразную помощь, помогает им решать проблемы, возникающие в период их нахождения в ДОУ. При этом, воспитателю требуется сохранять спокойствие и адекватно реагировать на проблемы воспитанников. Это придаст им уверенности в себе и обеспечит положительное эмоциональное восприятие детьми пребывания в ДОУ.
  • Воспитатель - мама. Воспитателю требуется проявлять к детям любовь и сочувствие, ласку в нужные моменты и строгость при необходимости. Гармоничное оперирование этими навыками обеспечивает комфортное развитие ребенка в рамках ДОУ, устраняет чувство отчуждения при попадании в новую, отличную от домашней, обстановку.
«Роль воспитателя в дошкольном образовании» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Множество ролей воспитателя определяет его значение в образовательном процессе ДОУ.

Компетенции воспитателя ДОУ

Реализация воспитателем своих функций и ролей требует развития определенных компетенций, которые позволяет ему уверенно и ответственно подходить к своей работе, создать комфортные условия пребывания воспитанников в ДОУ и сформировать у них необходимый спектр знаний и навыков деятельности.

К основным компетенциям воспитателя относятся:

  1. Высокий уровень коммуникативного развития. Имеется ввиду развитие культуры общения и взаимодействия. воспитателю необходимо устанавливать контакты с воспитанниками и их родителями, педагогическим коллективом ДОУ, управленческим составом организации.
  2. Развитие эмоциональной сферы. В общении с воспитанниками необходимо проявлять эмоции, выражать свои эмоциональные состояния и демонстрировать их детям, показывая пример эмоционального реагирования на те или иные ситуации.
  3. Навыки интересного преподнесения информации. Это необходимо для ее восприятия воспитанниками и их мотивации к деятельности. Дошкольникам тяжело дается восприятие сложных речевых конструкций, потому, информация подается в дозированном виде и особой форме.
  4. Грамотная речь. речь воспитателя - пример для воспитанников. Они подражают ей и реализуют ее в практическом общении.
  5. Уверенность в себе. Педагог должен занимать уверенную авторитетную позицию в детском коллективе, не давая поводов для манипулирования собой.
  6. Развитая эмпатия. Воспитателю необходимо проявлять сочувствие, сопереживание, сострадание.
  7. Терпеливость и толерантность во взаимодействии с воспитанниками.
  8. Стрессоустойчивость. Стрессы наполняют всю профессиональную деятельность воспитателя. Навыки устойчивости к стрессам обеспечат продуктивную работу педагога и выполнение им своих функций.
  9. Креативность мышления. Она помогает в реализации творческого подхода к обучению и воспитанию дошкольников.
  10. Организованность. Она обеспечивает грамотное ведение воспитательного процесса и деятельности воспитанников.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 10.11.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot