Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Роль семьи в формировании нравственных идеалов младшего школьника

Роль семьи в нравственном становлении личности

Воспитательный потенциал семьи огромен. Семья обладает огромными воспитательными возможностями. Часто, семья не имеет достаточной педагогической компетентности в области воспитания. Но это не мешает ей полноценно выполнять свои воспитательные функции и способствовать полноценному становлению личности: нравственно ориентированной, социально развитой и наделенной моральными основами поведения.

Особенную роль семья играет в воспитании нравственности.

Определение 1

Нравственность – это внутреннее свойство личности, отражающее ее духовность, владение этикой поведения и гуманные качества.

Нравственность отражает доброжелательное, терпимое поведение, проявление сочувствия и гуманного отношения ко всем живым существам, уважения к чужому мнению и индивидуальности.

Нравственность воспитывается с раннего детства. Семья выступает образцом для подражания ребенка. Если родители руководствуются нравственными ориентирами в своей деятельности, то ребенок будет стремится действовать также.

Воспитание нравственности необходимо. Нравственность не является врожденным свойством личности. Она формируется в ходе ее развития и ознакомления с устройством окружающего мира.

Семья выступает основой морального развития личности. Именно в семье происходит заложение основ характера и формирование нравственных ориентиров поведения. Семейное воспитание хорошо тем, что оно реализуется непрерывно т.е. ребенок воспитывается на протяжении всего периода проживания в семье.

В младшем школьном возрасте, нравственному воспитанию необходимо уделять особое внимание. В этот возрастной период ребенок сталкивается с новыми условиями существования, новой обстановкой, он не имеет представления о том, как правильно себя вести в таких обстоятельствах, все для него ново и неизведанно. Ему требуется помощь взрослого в расширении нравственного опыта. Эти взрослым может быть педагог школы, но он не является близким человеком для ребенка и его воспитательное воздействие не будет иметь должного эффекта. Тем более, как было сказано выше, необходим личный пример. Поэтому, требуется активная роль семьи и ее взаимодействие со школой в формировании нравственных идеалов младшего школьника.

«Роль семьи в формировании нравственных идеалов младшего школьника» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

В данный возрастной период развития, учащийся вполне может руководствоваться моральными ориентирами во всех видах и направлениях деятельности. При этом, он может не знать, как контролировать свои эмоции и оборачивать их в нравственную упаковку.

Роль семьи в нравственном развитии младшего школьника сводится к следующему:

  1. Усвоение ценностей семейной жизни и отношений и их проекция в иные процессы и явления, социальные взаимоотношения.
  2. Заложение уровня социального и эмоционального развития, уровня морального ориентирования в поведении происходит в семье.
  3. Заложение жизненных установок, основ мировоззрения реализуется в семьи, на основании наблюдения за взаимоотношением родителей, их поведением в разных ситуациях.
  4. Устойчивая связь ребенка с родителями дает семье огромные воспитательные возможности.

Все это говорит о необходимости нравственного развития ребенка в семье и акцентировании внимания педагогов начальной школы на привлечение родителей к семейному воспитанию.

Условия продуктивного нравственного развития младшего школьника в семье

Чтобы нравственное воспитание имело должный эффект, и семья способствовала раскрытию нравственного потенциала ребенка младшего школьного возраста, выработке у него нравственных ориентиров деятельности и формирования нравственных потребностей, родителям необходимо соблюдать следующие условия воспитания:

  1. Создание атмосферы любви. Ребенку необходимо чувствовать себя нужным и любимым. Без этого у него не будет стимула для развития в любом направлении. Любовь и забота пробуждают ответные чувства в нем. Он делает их основой своего социального поведения и взаимодействия с окружающими. При этом, любовь должна иметь разумные рамки т.е. родители должны адекватно оценивать поведение ребенка, не поощрять переход моральных границ, указывая на недопустимость этого.
  2. Создание атмосферы искренности. Она означает уход от лжи в любых ситуациях. Ребенок чувствует, сели ему врут или скрывают что-то, недоговаривают. В младшем школьном возрасте, подмечая такое поведение родителей, дети формируют неверное представление о своем месте в семье и своей значимости для родителей. Это приводит к деформации нравственных представлений и формировании неверных нравственных установок.
  3. Использование разъяснения в различных ситуациях. Младшему школьнику недостаточно запрета на совершения чего-то или констатации неправильного поведения. Ему необходимо объяснения значимости своего поступка, причин его верности или неверности. Необходимо разъяснять детям правильность и неправильность их поступков в доступной для их понимания форме. Кроме того, необходимо предоставлять право рассуждения и самим детям. Рассуждая они могут прийти к истине и постичь то или иное нравственное понятие.
  4. Исключение упреков в воспитательном процессе. Упреки вызывают у ребенка младшего школьного возраста неуверенность в себе и своих возможностях, силах и способностях. Это приводит к расслаблению волевых способностей ребенка. Ребенок не может принимать решения и преодолевать трудности самостоятельно.
  5. Сохранение целомудрия в семейных отношениях.
  6. Ограждение ребенка от контактов с безнравственными людьми и наблюдения за безнравственным поведением.
  7. Приобщение младших дошкольников к домашнему труду. Выполнение простых домашних обязанностей, их регулярный характер способствует формированию трудолюбия и выработке нравственных ориентиров деятельности.
  8. Проявление уважения к личности ребенка. Учет его мнения, потребностей и интересов. Диктаторский стиль воспитания не дает должного воспитательного эффекта. Принуждение к чему-либо оказывает отрицательный эффект в нравственном развитии младшего школьника.
Дата последнего обновления статьи: 20.05.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot