Роль семьи в нравственном становлении личности
Воспитательный потенциал семьи огромен. Семья обладает огромными воспитательными возможностями. Часто, семья не имеет достаточной педагогической компетентности в области воспитания. Но это не мешает ей полноценно выполнять свои воспитательные функции и способствовать полноценному становлению личности: нравственно ориентированной, социально развитой и наделенной моральными основами поведения.
Особенную роль семья играет в воспитании нравственности.
Нравственность – это внутреннее свойство личности, отражающее ее духовность, владение этикой поведения и гуманные качества.
Нравственность отражает доброжелательное, терпимое поведение, проявление сочувствия и гуманного отношения ко всем живым существам, уважения к чужому мнению и индивидуальности.
Нравственность воспитывается с раннего детства. Семья выступает образцом для подражания ребенка. Если родители руководствуются нравственными ориентирами в своей деятельности, то ребенок будет стремится действовать также.
Воспитание нравственности необходимо. Нравственность не является врожденным свойством личности. Она формируется в ходе ее развития и ознакомления с устройством окружающего мира.
Семья выступает основой морального развития личности. Именно в семье происходит заложение основ характера и формирование нравственных ориентиров поведения. Семейное воспитание хорошо тем, что оно реализуется непрерывно т.е. ребенок воспитывается на протяжении всего периода проживания в семье.
В младшем школьном возрасте, нравственному воспитанию необходимо уделять особое внимание. В этот возрастной период ребенок сталкивается с новыми условиями существования, новой обстановкой, он не имеет представления о том, как правильно себя вести в таких обстоятельствах, все для него ново и неизведанно. Ему требуется помощь взрослого в расширении нравственного опыта. Эти взрослым может быть педагог школы, но он не является близким человеком для ребенка и его воспитательное воздействие не будет иметь должного эффекта. Тем более, как было сказано выше, необходим личный пример. Поэтому, требуется активная роль семьи и ее взаимодействие со школой в формировании нравственных идеалов младшего школьника.
В данный возрастной период развития, учащийся вполне может руководствоваться моральными ориентирами во всех видах и направлениях деятельности. При этом, он может не знать, как контролировать свои эмоции и оборачивать их в нравственную упаковку.
Роль семьи в нравственном развитии младшего школьника сводится к следующему:
- Усвоение ценностей семейной жизни и отношений и их проекция в иные процессы и явления, социальные взаимоотношения.
- Заложение уровня социального и эмоционального развития, уровня морального ориентирования в поведении происходит в семье.
- Заложение жизненных установок, основ мировоззрения реализуется в семьи, на основании наблюдения за взаимоотношением родителей, их поведением в разных ситуациях.
- Устойчивая связь ребенка с родителями дает семье огромные воспитательные возможности.
Все это говорит о необходимости нравственного развития ребенка в семье и акцентировании внимания педагогов начальной школы на привлечение родителей к семейному воспитанию.
Условия продуктивного нравственного развития младшего школьника в семье
Чтобы нравственное воспитание имело должный эффект, и семья способствовала раскрытию нравственного потенциала ребенка младшего школьного возраста, выработке у него нравственных ориентиров деятельности и формирования нравственных потребностей, родителям необходимо соблюдать следующие условия воспитания:
- Создание атмосферы любви. Ребенку необходимо чувствовать себя нужным и любимым. Без этого у него не будет стимула для развития в любом направлении. Любовь и забота пробуждают ответные чувства в нем. Он делает их основой своего социального поведения и взаимодействия с окружающими. При этом, любовь должна иметь разумные рамки т.е. родители должны адекватно оценивать поведение ребенка, не поощрять переход моральных границ, указывая на недопустимость этого.
- Создание атмосферы искренности. Она означает уход от лжи в любых ситуациях. Ребенок чувствует, сели ему врут или скрывают что-то, недоговаривают. В младшем школьном возрасте, подмечая такое поведение родителей, дети формируют неверное представление о своем месте в семье и своей значимости для родителей. Это приводит к деформации нравственных представлений и формировании неверных нравственных установок.
- Использование разъяснения в различных ситуациях. Младшему школьнику недостаточно запрета на совершения чего-то или констатации неправильного поведения. Ему необходимо объяснения значимости своего поступка, причин его верности или неверности. Необходимо разъяснять детям правильность и неправильность их поступков в доступной для их понимания форме. Кроме того, необходимо предоставлять право рассуждения и самим детям. Рассуждая они могут прийти к истине и постичь то или иное нравственное понятие.
- Исключение упреков в воспитательном процессе. Упреки вызывают у ребенка младшего школьного возраста неуверенность в себе и своих возможностях, силах и способностях. Это приводит к расслаблению волевых способностей ребенка. Ребенок не может принимать решения и преодолевать трудности самостоятельно.
- Сохранение целомудрия в семейных отношениях.
- Ограждение ребенка от контактов с безнравственными людьми и наблюдения за безнравственным поведением.
- Приобщение младших дошкольников к домашнему труду. Выполнение простых домашних обязанностей, их регулярный характер способствует формированию трудолюбия и выработке нравственных ориентиров деятельности.
- Проявление уважения к личности ребенка. Учет его мнения, потребностей и интересов. Диктаторский стиль воспитания не дает должного воспитательного эффекта. Принуждение к чему-либо оказывает отрицательный эффект в нравственном развитии младшего школьника.