Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Особенности развития самооценки

Понятие и значимость самооценки

Определение 1

Самооценка – это один из компонентов самосознания, который включает в себя вместе со знаниями о самом себе, оценку собственных физических способностей и характеристик, нравственных поступков и качеств.

Особое значение для развития самооценки имеет младший школьный возраст. Именно в этот период отмечаются основные психофизические предпосылки для формирования адекватной самооценки. Так, у ребенка школьного возраста впервые меняется социальная роль, вместе с которой у него возникает необходимость в проявлении самостоятельности. У ребенка происходит изменение восприятия самого себя, своего места и роли в обществе. В этой связи ребенок воспринимает свой новый статус как отношение к себе со стороны членов семьи и окружающих людей, под воздействием влияния которых у него происходит выработка и корректировка самооценки.

Кроме того, значение для формирования и развития самооценки имеет ведущий вид деятельности. Это обусловлено тем, что вид деятельности определяет социальный статус личности, мотивацию на определенные достижения, которые в свою очередь влияют на самооценку индивида.

Замечание 1

Таким образом, влияние на формирование и развитие личности оказывает социальный статус, вид деятельности, успехи и достижения в ней, а также отношение со стороны окружающих людей.

Еще одним значимым фактором в развитии самооценки является потребность личности в самоутверждении. Чем выше оценка достижений, чем значимее личность их отметила и оценила, тем она существеннее для индивида и оказывает большее значение на его самооценку. Необходимо отметить, что положительная оценка, признание значимости достижений для общества сказывается положительно на самооценке. Если же достижения не оценили по достоинству или проигнорировали, то это может послужить снижению самооценки.

«Особенности развития самооценки» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

В детском возрасте на формирование и развитие самооценки оказывает влияние соотнесение опыта отношений в семье с иными значимыми сферами. Для ребенка важно признание его ценности и значимости для семьи, он сравнивает свои поступки с реакцией родных людей. Это способствует не только усвоению им социальных и нравственных норм, но и формирует адекватную самооценку.

Для ребенка большое значение имеет и личный пример родителей, их поступки и личностные качества, так как именно они входят в структуру самооценки личности и ее психологического самочувствия. То есть, родители для ребенка выступают в качестве референтной группы, идеалы которой постепенно становятся и его идеалами. В дальнейшем ребенок сравнивает себя с этими эталонами и дает оценку самому себе.

Замечание 2

Сопоставление своих качеств с характеристиками членов своей семьи и авторитетных людей, имеет особое значение для формирования самооценки личности. По мнению Л.С. Выготского это крайне важно в период 7-8 лет, когда дети только начинают усваивать основные моральные нормы и психологически готов к их пониманию и повседневному выполнению.

Особенности формирования и развития самооценки

На формирование и развитие самооценки оказывает влияние ряд факторов, которые проявляются в разные возрастные периоды:

  • Дошкольный возраст – характеризуется тем, что в данном возрастном периоде ни один из видов детской деятельности и ни один из показателей социального окружения не оказывает значительного влияния на самооценку ребенка и не имеет с ней никакой значимой связи. Это обусловлено тем, что ребенок воспринимает свою деятельность и успешность в ней только с успешностью овладения рядом действий. Ближе к концу дошкольного возраста у ребенка формируется опыт взаимоотношений со сверстниками, мнение которых очень важно для ребенка. Именно эти взаимоотношения являются зачатками самооценки ребенка, так как для него становится важна оценка своей деятельности со стороны сверстников.
  • Школьный возраст – отношение ребенка к самому себе и своим поступкам формируется за счет мнения со стороны сверстников, педагогов и родителей, которые дает оценку результатам его деятельности. Отдельное значение для формирования и развития самооценки имеет смена социального статуса во время поступления ребенка в школу.
  • Подростковый возраст – сфера взаимодействия подростка со взрослыми и сверстниками оказывает прямое воздействие на его отношение к самому себе.

Необходимо учитывать и то, что в детском возрасте самооценка в значительной степени определяет комфортность в семье, является регулятором поведения и деятельности. Значима и обратная связь: формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия, а для этого особенно важно влияние оценки родителями способностей, возможностей, успехов и неудач детей. Общий стиль родительского воспитания, может влиять на самооценку младшего школьника, хотя это влияние осуществляется в большей степени опосредованно, через всю систему отношений, а во многом и в зависимости от эмоциональных и личностных особенностей ребенка.

Замечание 3

Таким образом, процесс формирования и развития самооценки развивается в результате влияния успешности в определенном виде деятельность. Кроме того, на самооценку оказывает влияние общение и взаимоотношения со сверстниками, родителями, педагогами и социумом. Контактируя с окружающими, личность оценивает и сравнивает себя с идеалом.

Именно поэтому большинство авторов и исследователей в своих трудах подчеркивают значимость точного оценивания деятельности индивида, вне зависимости от его возраста. Только адекватная оценка результатов деятельности человека со стороны, способна оказывать необходимо влияние на формирование и развития у него самооценки.

Показатели, оказывающие влияние на формирование и развитие адекватной самооценки:

  1. Ожидаемая оценка.
  2. Оценка результатов деятельность со стороны близких людей.
  3. Оценка результатов деятельности окружающими людьми.
Замечание 4

Конвергенция, взаимодействие разных путей и детерминант развития индивида приводит к возникновению многообразных, сложных, социальных по своей сущности личностных свойств.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 30.07.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot