Дидактические возможности мультимедийных технологий в образовательном процессе
Мультимедийные технологии – это интерактивные системы, компьютерные технологии, охватывающие одновременно несколько информационных областей: текст, видео, графика, аудио, анимация.
Использование мультимедийных технологий позволяет получать информацию из нескольких источников или каналов. Эти технологии формируются за счет информационных ресурсов, специальных программ и аппаратных средств.
Мультимедиа-технологии имеют огромный потенциал в системе развивающего и личностно-ориентированного обучения. Они относятся к дидактическим педагогическим ресурсам.
Мультимедиа-технологии подразумевают, что содержание учебной программы передается учащимся в интерактивной, эстетически гармоничной форме, которая организована с помощью звуковых и визуальных средств трансляции информационного материала.
Использование мультимедиа технологий в образовательном процессе позволяет построить его на дидактических принципах и достичь целевого назначения образования, а также способствует личностному развитию учащихся.
Дидактический потенциал мультимедийных технологий проявляется в следующем:
- Использование мультимедийных ресурсов позволяет заменить многие методы и приемы обучения. Например, проведение лекций с рассказами и пояснениями можно заменить презентацией со слайдами и голосовым сопровождение, методы контроля реализуется в виде компьютерного тестирования.
- Мультимедиа-технологии обеспечивают интегрированное применение методов обучения и воспитания. Эффективность процесса обучения и воспитания зависит от комплексного применения словесных, наглядных и практических методов. Интерактивные средства дают возможность реализовать такое применение.
- Мультимедийные технологии имеют широкий спектр функций, ориентированных на решение различных педагогических задач. Все эти функции и возможности мультимедиа способствуют повышению качества образовательного процесса.
- Передача информации в трех измерениях: графика, видео и аудио. Это создает условия для интеграции научного, эстетического и практического компонентов, которые легко воспринимаются учащимися, требуют минимум затрат на организацию педагогического процесса и несут минимальную нагрузку на учащихся.
- Комплексное применение мультимедиа технологий и традиционных педагогических средств способствует активизации познавательной заинтересованности учащихся, повышению их интереса к учебной дисциплине, ее отдельному курсу или теме изучения.
- Интерактивное обучение имеет эмоциональный окрас, что способствует повышению интереса к занятиям и более продуктивному усвоению учебного материала.
- Нестандартное представление текстовой информации: графики, таблицы, схемы, повышают эффективность учебных занятий.
- Мультимедиа технологии позволяют добиться наглядности учебного материала более высокого качества.
Рисунок 1. Использование интерактивных технологий в образовательном процессе. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Принципы организации мультимедийного обучения
Мультимедиа-технологии являются механизмом, посредством которого человек получает информацию, обрабатывает ее и усваивает, а также, в случае надобности, передает.
Использование современных информационных технологий в процессе обучения позволяет повысить его качество и перевести на совершенно новый уровень развития всю образовательную систему.
Достичь эффективности учебного процесса, посредством применения мультимедийных технологий можно, опираясь на следующие принципы организации обучения:
- Принцип многосферности. Учебная информация отлично усваивается и запоминается, если она представляется в нескольких формах. Например, текс с иллюстрациями, аудио материал, дополненный видео презентацией и т.д.;
- Принцип смежности. Учебный материал должен быть одновременно представлен в разных формах: вывод на экран текста или его чтение в учебнике с включением слайдов на ПК или интерактивной доске;
- Принцип модальности. При использовании анимированных изображений, лучше дополнять их разговорной речью, комментариями педагога или аудио материалами. Анимация с текстовым материалом не имеет высоко эффективного значения;
- Принцип структурности. Структура мультимедийного материала должна быть четкой и последовательной. Необходимо выделять оглавление, подзаголовки, информацию, на которую стоит обратить особое внимание;
- Принцип персонализма. Обучение должно носить дифференцированный характер, опираясь на использование диалогового стиля преподавания.
Применение средств мультимедиа для повышения эффективности образовательной деятельности
Современное информационное общество и его непрерывное развитие создает условия для внедрения мультимедийных средств во все сферы жизни общества. Такие средства вносят значительные изменения в образовательную сферу, поднимая ее на новый уровень развития. Это обусловлено их многозадачностью, разнообразными возможностями и вариативностью реализации разнонаправленных идей.
Существует огромное разнообразием мультимедийных программных продуктов образовательного назначения:
- Электронные энциклопедии;
- Учебные материалы в аудио и видео формате;
- Обучающие программы;
- Онлайн уроки и курсы обучения.
Все эти средства помогают педагогу в организации учебного процесса, повышении его эффективности и ориентированности на интересы и потребности учащихся. Применение мультимедиа ресурсов помогает и учащимся в упрощении представления учебной информации, ее лучшего восприятия и доступности. Кроме того, количество и разнообразие программных продуктов велико. Это позволяет удовлетворить познавательные потребности и интересы каждого учащегося.
В процессе обучения активно используются компьютерные презентации. Они помогают в наглядном представлении учебных данных. Презентации применяются педагогами для объяснения новой темы или учащимися при представлении докладов, рефератов, исследовательских проектов. Они организуются на ПК или, что более удобно и наглядно, на мультимедиа проекторе. Презентация может быть представлена разными способами, дополнена звуковыми и анимационными эффектами.
Презентация на учебном занятии активизирует внимание учащихся к представляемому материалу. Поэтому, ее применение повышает эффективность прохождения учебного занятия.
Рисунок 2. Применение компьютерных слайдовых презентаций. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
С помощью мультимедиа технологий осуществляется реализация применения метода проектов. Такие проекты способствуют развитию самостоятельности учащихся, а также коллективному взаимодействию – если организовать групповой проект.
Проекты задаются на разные темы и требуют от учащихся применения мультимедийных ресурсов, знаний из различных научных областей, проведение экспериментальной деятельности.
Мультимедийные проекты способствуют развитию учащихся и повышают эффективность процесса обучения за счет предоставления детям возможности самостоятельного поиска решения поставленной задачи, познания сути явления и достижения конкретного результата и тем самым помогают развитию творческого потенциала учащихся.
Рисунок 3. Использование мультимедиа технологий. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ