Применение моделирующей деятельности в экологическом воспитании
Моделирование – это создание и использованием моделей, т.е. графического, предметного или действенного отображение образа какого-то объекта, процесса или явления.
Создание модели является моделирующей деятельностью. Она ориентирована на отображение реальных характеристик объекта, его специфических свойств, значимых параметров, существенных признаков. Моделирование предполагает создание образа, максимально соответствующего реальному объекту. В этой связи, при построении моделей уделяется огромное внимание характеристикам объекта. Они исследуются более тщательно и подробно.
Моделирующая деятельность помогает в познании детьми окружающего мира, посредством наглядного представления его процессов и явлений. Она активно применяется в экологическом воспитании. Дети могут наблюдать за явлениями природы, посредством применения моделей Земли: глобуса, карт, календарей природы.
В процессе моделирования, дети знакомятся с природными процессами и их значимостью. Они могут проектировать множество различных моделей, отражающих функционирование отдельных процессов, явлений, значимые стороны конкретных природных объектов.
В экологическом воспитании находит применение большое разнообразие наглядных пособий. Они могут быть выполнены в виде:
- Демонстрационных картин учебной ориентации;
- Картинок для раздачи детям;
- Репродукций произведений искусства;
- Видеофильмов;
- Слайдов для визуального представления моделей детям;
- Диафильмов;
- Наглядных пособий;
- Фотоснимков;
- Бумажных моделей, представленных вырезками из газет и журналов.
Моделирование календарей природы
Календари природы наиболее активно применяются в экологическом воспитании. Они являются моделями, отражающими процессы и явления, происходящие в природной среде в течение длительного временного периода.
Роль календарей природы в экологическом воспитании проявляется в том, что:
- Календари природы самостоятельно моделируются детьми под руководством воспитателя. В них отражается информация о том или ином явлении природы;
- Календари природы применяются в процессе обучения и воспитания для знакомства детей с природными процессами, экологий отдельного региона, страны либо континенты;
- Календари природы помогают детям понять значимость природных процессов и развивают стремление бережного отношения к окружающей среде.
Существуют следующие разновидности календарей природы.
Календарь, отражающий сезонные процессы, происходящие в природе. В этом календаре дети фиксируют процессы, происходящие в окружающем мире в течение определенного времени года. Дети наблюдают за природными процессами, видят, что происходит с растениями и животными в зависимости от сезона, фиксируют погодные условия. Вообще, тематика составления календаря может быть различной. Она зависит от программы обучения, применяемой воспитателем, возрастных особенностей развития детей и целевого назначения занятий. Дети могут моделировать явления и процессы живой и неживой природы.
Рисунок 1. Календарь природы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рисунок 2. Календарь природы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Календарь, отражающий рост и развитие живых существ – представителей растительного (реже – животного) мира. Дети рисуют такие календари самостоятельно. Они наблюдают за посевом каких-то растений в сезон, когда это актуально, делают соответствующие зарисовки, затем ведут наблюдения за динамикой процесса роста. В последствии, дети просматривают свои собственные модели. Особенно этот процесс будет интересен, если ребята участвовали в процессе посева и сбора урожая, либо самостоятельно сажали какое-то комнатное растение, ухаживали за ним и наблюдали его рост и развитие.
Рисунок 3. Календарь наблюдений за прорастанием лука. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Календарь, отражающий наблюдения за птицами. Он включает в себя деятельность, связанную с подкормкой птиц. Это мероприятие включено в экологическое воспитание, поскольку кормление птиц, особенно в холодные осенне-зимние периоды, имеет важное значение для поддержания их жизнедеятельности, т. е. его можно отнести к экологически значимым мероприятиям, в которых дети принимают непосредственное участие.
Рисунок 4. Подкормка птиц. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Детям объясняется насколько этот процесс важен для экологии, поскольку он может помочь сохранить видовое разнообразие животного мира. Такие мероприятия являются достаточно просто организуемыми в воспитательном процессе, но при этом очень эффективными. В календарь дети заносят сведения касающиеся видового разнообразия птиц, которых они подкармливали, их особенностей и роли в природной среде.
Рисунок 5. Правила кормления птиц. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Предметное моделирование в экологическом воспитании детей
Предметное моделирование – это построение моделей, отражающих физические и геометрические свойства объектов реального мира.
В экологическом воспитании используются модели, отражающие свойства объектов мира живой и неживой природы. Например, аквариум является моделью реальной экосистемы в миниатюрном исполнении. Он отражает вид и особенности функционирования природного водоема.
Предметные модели отражают устройство и специфику внутренних и внешних связей реальных природных объектов, процессов и явлений.
Предметное моделирование включает следующие модели, применяемые в экологическом воспитании детей:
- Модели, являющиеся образом отдельных явлений или объектов природной среды;
- Графические модели. Они включают карты-схемы, которые составляются детьми. К примеру, дети могут составить схематичное устройство какой-то природной небольшой местности или территории возле своего дома, отобразить участок детского сада и т.д. карты – схемы могут быть смоделированы в виде составления экологической тропы т.е. построения маршрута пути, по которому дети совершают прогулки, либо ездили на экскурсии. Причем, это может быть, как ближний маршрут, так и дальние поездки: в другие города и страны;
- Картонные модели. Дети изготавливают из картона модели животного мира, чтобы отразить на них цветовой окрас животных и растений, подвижность конечностей живых существ.
Предметные модели хороши тем, что с их помощью можно совершать реальные действия с объектами изучения. К примеру, дети могут изучать строение организма животного, оценивать скорость передвижения в пространстве, зависящую от длины конечностей, исследовать варианты защитной маскировки живых существ.