Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Роль игры в период обучения грамоте

Игра в общей системе методов обучения

Определение 1

Метод – это способ достижения цели посредством упорядоченной определенным образом деятельности.

Определение 2

Метод обучения – это система последовательного набора взаимосвязанных действий учителя и учеников, которой обеспечивается усвоение учениками знаний, развитие их умственных способностей, овладение ими средствами самообразования и самообучения.

Методы обучения – один из наиболее важных компонентов учебной деятельности. Без соответствующих методов деятельности невозможны реализация целей и задач обучения, усвоение учениками определенного содержания учебного материала.

Игра в качестве метода обучения и воспитания используется с древних времен, ее широко использовали как важнейшее средство воспитания и обучения детей. Во всех системах обучения игре отводят особое место. Игра для детей является не просто интересным времяпрепровождением, но и способом моделирования внешнего, взрослого мира, его взаимоотношений, в ходе которого детьми вырабатывается схема взаимоотношений с ровесниками.

Сейчас в педагогике сформировалось целое направление – игровая педагогика, считающая игру ведущим методом воспитания и обучения детей младшего школьного возраста, в связи с чем упор на игру является важнейшим путем включения детей в учебную деятельность, способом обеспечить эмоциональный отклик на воспитательные воздействия и нормальные условия жизнедеятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций в урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:

  • постановка дидактической цели перед учениками в формате игровой задачи;
  • подчинение учебной деятельности правилам игры;
  • использование учебного материала как игрового средства, введение в учебную деятельность соревновательного элемента, переводящего дидактическую задачу в игровую;
  • успешное выполнение дидактического задания связывают с игровыми результатами.
«Роль игры в период обучения грамоте» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Особенности использования игры при обучении грамоте

Учебно-познавательная деятельности – ведущий вид деятельности младших школьников. Основное условие, способствующее формированию активной познавательной позиции, – гуманистический, творческий, позитивный, эмоциональный и комфортный характер образовательной школьной среды. Основная работа, направленная на пробуждение и развитие интереса к учению, предполагает создание условий, при которых дети будут чувствовать необходимость овладеть грамотой, когда им предлагают ряд доступных заданий, выполнение которых помогает восстановить у детей утраченную уверенность в своих способностях, возможностях, с широким использованием игровых приемов.

Овладение грамотой предполагает сложные умственные операции, большое умственное напряжение, в связи с чем учителю необходимо в занимательной форме раскрывать перед учениками азы обучения. Различные занимательные игры способствуют развитию познавательного интереса и при обучении первоклассников русскому языку, особенно грамоте. Учитель должен тщательно отбирать занимательный материал, учитывать в практической деятельности, что какие-то занимательные задания влияют на воображение детей, образные представления и чувства, а другие – на обострение и углубление наблюдательности, требуют сообразительности, умения привлекать изученный материал и использовать справочную и прочую литературу. В этом могут помочь различные дидактические игры, по-разному влияющие на младших школьников.

Все дидактические игры подразделяют на четыре группы:

  • фонетические;
  • графические;
  • грамматические;
  • игры, направленные на развитие связной устной речи.

Учебные задачи проведения игры при обучении грамоте:

  • формировать фонематический слух в разных его проявлениях: установить изучаемый звук в словах, определить место звука;
  • придумать слова на заданный слог в определенной позиции;
  • составлять схемы слогов-слияний, используя цвета: синий – твердый согласный, зеленый – мягкий согласный, красный – гласный. И обратное задание – составить в соответствии со схемой слог;
  • составлять слога по картинкам с выделением первых звуков, последних и вторых от начала слога.

Далее дети знакомятся с понятием «слово», узнают, что слова могут быть короткими и длинными. Чтобы уяснить лексическое значение слова, дети получают разные задания, например:

  • подобрать нужное слово к смысловому ряду по опорным признакам – хитрая, пушистая, рыжая … (лиса);
  • разделить слова на слоги;
  • посчитать количество слогов в слове с выделением ударного слога, подобрать слова с таким же количеством слогов в слове или с ударением на тот же слог;
  • подобрать слова к заданным схемам с гласными буквами;
  • составить слова из предложенного перечня слогов;
  • исключить лишнее слово из перечня;
  • подобрать к предложенному слову родственные;
  • заменить в предлагаемом слове один звук так, чтобы получилось новое слово.

Иными словами, активное использование игры и различных игровых заданий в учебной деятельности, созданий игровых ситуаций на уроке, приводит к тому, что незаметно для самих себя дети без особого напряжения получают необходимый набор знаний, умений и навыков. Учитывая вариативность отдельных игр, основываясь на возможностях учеников, учитель может подобрать наиболее подходящие в данном случае упражнения. Помимо того, игра выступает еще и средством познания мира, помогая детям изучить фигуры и формы, свойства материалов, растений, животных, научиться правильному произношению звуков. Игры развивают наблюдательность, расширяют круг интересов, выявляют склонности, запросы и вкус.

Дата последнего обновления статьи: 16.06.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot