Игра в общей системе методов обучения
Метод – это способ достижения цели посредством упорядоченной определенным образом деятельности.
Метод обучения – это система последовательного набора взаимосвязанных действий учителя и учеников, которой обеспечивается усвоение учениками знаний, развитие их умственных способностей, овладение ими средствами самообразования и самообучения.
Методы обучения – один из наиболее важных компонентов учебной деятельности. Без соответствующих методов деятельности невозможны реализация целей и задач обучения, усвоение учениками определенного содержания учебного материала.
Игра в качестве метода обучения и воспитания используется с древних времен, ее широко использовали как важнейшее средство воспитания и обучения детей. Во всех системах обучения игре отводят особое место. Игра для детей является не просто интересным времяпрепровождением, но и способом моделирования внешнего, взрослого мира, его взаимоотношений, в ходе которого детьми вырабатывается схема взаимоотношений с ровесниками.
Сейчас в педагогике сформировалось целое направление – игровая педагогика, считающая игру ведущим методом воспитания и обучения детей младшего школьного возраста, в связи с чем упор на игру является важнейшим путем включения детей в учебную деятельность, способом обеспечить эмоциональный отклик на воспитательные воздействия и нормальные условия жизнедеятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций в урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:
- постановка дидактической цели перед учениками в формате игровой задачи;
- подчинение учебной деятельности правилам игры;
- использование учебного материала как игрового средства, введение в учебную деятельность соревновательного элемента, переводящего дидактическую задачу в игровую;
- успешное выполнение дидактического задания связывают с игровыми результатами.
Особенности использования игры при обучении грамоте
Учебно-познавательная деятельности – ведущий вид деятельности младших школьников. Основное условие, способствующее формированию активной познавательной позиции, – гуманистический, творческий, позитивный, эмоциональный и комфортный характер образовательной школьной среды. Основная работа, направленная на пробуждение и развитие интереса к учению, предполагает создание условий, при которых дети будут чувствовать необходимость овладеть грамотой, когда им предлагают ряд доступных заданий, выполнение которых помогает восстановить у детей утраченную уверенность в своих способностях, возможностях, с широким использованием игровых приемов.
Овладение грамотой предполагает сложные умственные операции, большое умственное напряжение, в связи с чем учителю необходимо в занимательной форме раскрывать перед учениками азы обучения. Различные занимательные игры способствуют развитию познавательного интереса и при обучении первоклассников русскому языку, особенно грамоте. Учитель должен тщательно отбирать занимательный материал, учитывать в практической деятельности, что какие-то занимательные задания влияют на воображение детей, образные представления и чувства, а другие – на обострение и углубление наблюдательности, требуют сообразительности, умения привлекать изученный материал и использовать справочную и прочую литературу. В этом могут помочь различные дидактические игры, по-разному влияющие на младших школьников.
Все дидактические игры подразделяют на четыре группы:
- фонетические;
- графические;
- грамматические;
- игры, направленные на развитие связной устной речи.
Учебные задачи проведения игры при обучении грамоте:
- формировать фонематический слух в разных его проявлениях: установить изучаемый звук в словах, определить место звука;
- придумать слова на заданный слог в определенной позиции;
- составлять схемы слогов-слияний, используя цвета: синий – твердый согласный, зеленый – мягкий согласный, красный – гласный. И обратное задание – составить в соответствии со схемой слог;
- составлять слога по картинкам с выделением первых звуков, последних и вторых от начала слога.
Далее дети знакомятся с понятием «слово», узнают, что слова могут быть короткими и длинными. Чтобы уяснить лексическое значение слова, дети получают разные задания, например:
- подобрать нужное слово к смысловому ряду по опорным признакам – хитрая, пушистая, рыжая … (лиса);
- разделить слова на слоги;
- посчитать количество слогов в слове с выделением ударного слога, подобрать слова с таким же количеством слогов в слове или с ударением на тот же слог;
- подобрать слова к заданным схемам с гласными буквами;
- составить слова из предложенного перечня слогов;
- исключить лишнее слово из перечня;
- подобрать к предложенному слову родственные;
- заменить в предлагаемом слове один звук так, чтобы получилось новое слово.
Иными словами, активное использование игры и различных игровых заданий в учебной деятельности, созданий игровых ситуаций на уроке, приводит к тому, что незаметно для самих себя дети без особого напряжения получают необходимый набор знаний, умений и навыков. Учитывая вариативность отдельных игр, основываясь на возможностях учеников, учитель может подобрать наиболее подходящие в данном случае упражнения. Помимо того, игра выступает еще и средством познания мира, помогая детям изучить фигуры и формы, свойства материалов, растений, животных, научиться правильному произношению звуков. Игры развивают наблюдательность, расширяют круг интересов, выявляют склонности, запросы и вкус.