Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Формирование фонетических умений у первоклассников

Общая характеристика фонетических умений и навыков

Определение 1

Под фонетическими умениями в языковом образовании понимается комплекс осознанных учебных действий фонематического характера

К фонетическим умениям относятся:

  1. Артикуляционные умения и навыки, связанные с формированием правильного произносительного уклада звуков родного языка.
  2. Речеслуховые умения, которые предполагают развитый фонематический слух, способность вычленять в слове звуковой состав, соотносить звук и букву, характеризовать звуки, объяснять их позиционные изменения в процессе речи.
  3. Акцентологические, опирающиеся на навыки постановки ударения в слове, определения его позиции, характеристики слогов как ударных и безударных.
  4. Слоговые, предполагающие умение определять слоговый состав слова, соотносить слова с их слоговой схемой, а также понимать роль гласных в процессе слогообразования.
Статья: Формирование фонетических умений у первоклассников
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Фонетические умения являются важным компонентом в системе работы по обучению грамоте. Знание фонетических закономерностей русского языка необходимо для усвоения орфографии, поскольку расхождение письменной и устной речи обусловлено фонетическими закономерностями языковой системы: подвижностью ударения, строением слога (например, стечением согласных), позиционными изменениями звуков, приводящих к редукции безударных гласных, озвончению и оглушению согласных, а также их уподоблению по месту или способу артикуляции.

Факторами успешного формирования фонетических умений выступают:

  1. Нормальное развитие слуха и речи, отсутствие дефектов произношения звуков, восприятия и анализа фонем.
  2. Умение различать звуки речевой и неречевой природы.
  3. Умение вычленять слова в потоке речи, на слух определять в них количество звуков.
  4. Развитая в соответствии с возрастом речь и достаточный словарный запас.
  5. Систематичность и последовательность усвоения фонетических закономерностей, изучение звуков в контексте, речевом окружении, опора на зрительную и слуховую память ребенка.
«Формирование фонетических умений у первоклассников» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Формирование фонетических умений у первоклассников

Становлению фонетических умений у детей способствует система специальных упражнений, которые можно разделить на три группы:

  1. Упражнения по развитию умений и навыков, связанных со слоговой структурой слова.
  2. Упражнения на формирование акцентологических умений и навыков.
  3. Упражнения, связанные с навыками фонетического разбора.

Специфика организации и проведения упражнений в первом классе заключается в том, что они носят учебно-игровой характер. В соответствии с возрастными особенности детей игра является наиболее продуктивным способом усвоения новых действий, поскольку собственно учебные действия в этот период ещё не сформированы. Предлагая первоклассникам различные упражнения по развитию фонетических умений, необходимо сопровождать их элементами игры. Это может быть необычная форма проведения (например, путешествие в "Звукоград"), элементы соревнования или командной игры, сюжетная ситуация помощи какому-либо герою (например, помоги поселке собрать нектар с цветочков, обозначающих гласные звуки). Это могут быть игры с использованием предметных картинок, к которым нужно подобрать слова, отвечающие заданным условиям, инсценировка, задания творческого характера (придумать сказку о приключениях звуков в речи, нарисовать портрет звука или русского ударения, составить викторину по фонетике или решить фонетические пропорции).

Упражнения первой группы нацелены на развитие умений работать со слоговой структурой и включают следующие виды заданий:

  1. Скандировать слово и выделить в нем слоги.
  2. Соотнести слово и его слоговую схему.
  3. Подобрать слова заданной слоговой структуры.
  4. Сравнить слоговой состав слов.
  5. Восстановить пропущенные слоги.

Упражнения второй группы связаны с формированием необходимых умений определять место ударения в слове, а также подбирать слова, в которых ударение может смещаться на другой слог. Это является частью пропедевтической работы по орфографии, поскольку готовит детей к изучению темы безударные проверяемые гласные. Сюда относятся следующие виды работы:

  • Расставить ударения в словах.
  • Соотнести слово и его схему.
  • Распределить слова по группам, в зависимости от места ударения.
  • Подобрать слова с заданной позицией ударения.
  • Исправить акцентологические ошибки.

Упражнения третьей группы являются базовыми для формирования умений звукобуквенного анализа и включают задания:

  1. Найти в слове гласные и согласные звуки.
  2. Найти заданный звук, охарактеризовав его артикуляцию и фонетические свойства.
  3. Сравнить определенные звуки в словах, сделать вывод о сходстве и различии их признаков.
  4. Определить несоответствие между произношением и написанием слова, обусловленные позиционными изменениями звуков.
  5. Посчитать количество звуков и букв в слове, объяснить причину их несовпадения.

Работа по формированию фонетических умений в первом классе имеет особое значение для развития речеслуховых умений, способствует профилактике орфографических ошибок, основанных на незнании закономерностей русской фонетики.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 22.10.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot