Выбор педагогической профессии
Педагогическая профессия – это разновидность трудовой деятельности, представляющая собой источник для существования специально подготовленных в педагогических колледжах и вузах людей, содержание и цель которой – создать условия для становления и развития личности других людей.
Учитель – это представитель педагогической профессии, призванный воспитывать и обучать следующие поколения.
Профессия учителя является одной из самых почетных в цивилизованных странах, так как именно педагог своими усилиями выявляет особенности характера и формирует личности своих учеников, влияя тем самым на всю их будущую жизнь.
Мотивы профессионального выбора закладываются еще в детстве, и в старшей школе, как правило, будущие выпускники уже знают, кем хотят стать. Все это в полной мере относится и к выбору педагогической профессии. Причиной выбора такого профессионального пути зачастую является авторитет любимого школьного учителя или династия учителей в семье. Есть масса примеров, когда учитель, в совершенстве знающий свой предмет и талантливо его преподающий, являлся определяющим фактором при выборе профессионального пути школьником.
Очень часто мысли о педагогической деятельности не посещают самого молодого человека до самого поступления в вуз, но учителя в нем видят окружающие, которые и направляют его по правильному пути. Успешность выбора профессии учителя определяется возможностью формирования у детей желания идти по педагогической дорожке.
Начинающий учитель, попадая в педагогический коллектив, который отличается атмосферой взаимной требовательности и принципиальности, конструктивной критики и самокритики, где все заинтересованы в профессиональном росте друг друга, начинает стремиться соответствовать требованиям профессионального идеала.
Учителем быть крайне сложно. При этом, быть просто строгим и принципиальным педагогом значительно легче, чем постараться пробудить в детях тягу к саморазвитию и полюбить даже самого трудного и неспособного ребенка. ВНастоящие учителя являются воспитателями, оказывающими влияние на моральное, нравственное, мировоззренческое, этическое и эстетическое воспитание ребенка. Учитель, в первую очередь, должен быть личностью. Только личности удастся заинтересовать учеников своим предметов. Также учитель должен обладать определенным терпением, добротой и сдержанностью.
В своей работе учитель должен руководствоваться принципами воспитания и милосердия. Необходимо обладать определенным учительским тактом, сердечностью и умом. Перефразировав слова известного отечественного невропатолога Бехтерева: «Если после разговора с врачом больному не стало легче, то это не врач», можно сказать, что и после беседы с учителем, если ребенок не чувствует себя умиротвореннее и спокойнее, то это не учитель. Учителю необходимо не просто обучать детей, но и самому учиться у них, чувствовать эмоциональный и психологический настрой класса.
Еще одной опорой и поддержкой образования в современных реалиях - информационные технологии. Информатизация образования должна предшествовать информатизации остальных отраслей жизни человека, так как именно те знания, которые получены детьми в процессе образования, станут основой всех типов человеческой деятельности. К сожалению, большинство современных школ, особенно сельских, не обладают достаточным технически оснащением. Но вхождение компьютера и Интернета в систему образования – огромный шаг вперед и серьезное облегчение жизни учителя и учеников.
Роль педагога в современной образовательной парадигме
Для любого педагога очень важно делиться своим мастерством с детьми, привнося в каждый урок творческую составляющую для получения детьми более разностороннего образования. Школы, в основном, поддерживают данное направление, организуя кружки художественно-эстетического направления. Творческий подход необходим для обучения детей развитию и совершенствованию при опоре на знания, полученные в школе. Для этого учителю приходится идти в ногу со временем и совершенствоваться. Искать и изучать новые подходы и методики, чтобы каждое занятие было уникальным и интересным.
Работу на уроке строго ограничивает образовательная программа, обязательная для всех, она формирует у детей систему знаний, умений и навыков, а внеклассная работа предоставляет детям свободу индивидуального выбора литературного материала, форм ознакомления с искусством, способов творческого самовыражения, то есть дети могут делать то, что могут и хотят, могут пробовать себя в роли художника, режиссера, актера, сценариста и пр.
Внеклассной работой предполагается непосредственное общение, протекающее более откровенно и разнопланово, оно может быть межличностным, познавательным, художественным, творческими пр. В процессе данной работы, между учителем и учащимися формируется особый вид взаимоотношений – они становятся более дружескими, открытыми и неформальными, возникает атмосфера истинного сотворчества.
Часто, именно в процессе творческой деятельности, у учителя есть возможность увидеть настоящий характер ученика. Часто литературное или художественное творчество представляет серьезное увлечение детей, которые никак не проявляют себя в классе на уроках.
Иными словами, можно сказать, что представитель педагогической профессии в современном обществе должен быть не просто профессионалом своего дела, который идет в ногу со временем и прогрессом, но также должен быть человеком, живущим в соответствии с нравственными законами, не отступает от своих моральных принципов, представляя для учеников эталон порядочности и пример для подражания. Только если все эти качества в полно мере сформированы, педагог может осуществлять успешную деятельность в современном учебном учреждении.