Информационное общество – это этап развития социальной среды, основанный на научно-техническом прогрессе, электронных ресурсах и технологиях, где основная деятельность связана с обработкой, хранением и реализацией информационных ресурсов.
Роль информации в данном обществе неуклонно растет, а информационные технологии охватывают все сферы жизни и деятельности граждан. Электронные ресурсы, технологии, Интернет-сеть функционируют в ориентации на создания единого масштабного информационного пространства, которое стирает национальные границы, объединяет регионы и государства.
Информатизация общества выдвигает новые требования к устройству общества, к сфере услуг. Образование – не исключение. Возникают новые потребности в общества, требующие изменения механизмов реализации образовательного процесса, а соответственно, изменяются требования личности педагога, его профессионализму.
Требования информационного общества к педагогу
В эпоху информационного общества, роль педагога меняется. Казалось бы, технологии развиваются, информационные ресурсы становятся доступными и простыми в использовании, что могло бы привести к потере педагогом своей значимости в системе образования. Однако, его роль приобретает новый уровень. Он становится наставником, проводником в новый мир, помогая ориентироваться, сформировать у подрастающего поколения запас знаний и навыков, а также, сформировать их нравственные ориентиры деятельности и ценностное отношение к социуму, его объектам и процессам. Это требует от педагога глубоких знаний и личностного развития. Он должен свободно ориентироваться в информационном обществе и помогать постичь его законы подрастающему поколению.
Основными требованиями информационного общества к педагогу являются:
- Владение широким спектром знаний и навыков по разным дисциплинам.
- Использование в обучении междисциплинарный подход к преподаванию.
- Навыки передачи знаний учащихся.
- Ориентация в современных технологиях, педагогических ресурсах, актуальных в применении в системе образования.
- Навыки практического применения технических средств в образовательной деятельности.
- Навыки формирования в социальной среде (микро социуме) информационную культуру,, т.е. ее распространение среди учащихся.
- Желание, стремление, возможности и способности развиваться, расширять и углублять свои профессиональные навыки и информационные знания в течений всей трудовой деятельности.
- Владение знаниями в области истории и культуры своего государства, отдельного региона, народа.
- Знание мировой истории и культуры.
- Знание экономических основ функционирования государства и интерес к текущим направлениям политики.
- Навыки отбора информации по признакам качества и достоверности.
- Желание развиваться и развивать подрастающее поколение.
Следует отметить, что современный педагог, в первую очередь, должен осознать свою роль с эпоху информатизации. Это позволит ему развиваться, совершенствовать свои знания и навыки не только в профессиональном направлении, но и в иных аспектах. Ведь, педагогу уже недостаточно владеть системой знаний по конкретной дисциплине. От него требуется владение информационными ресурсами и технологиями, способами донесения информации о них учащимся, адаптацией к непрерывно меняющимся условиям общества и образовательной деятельности, творческое развитие и саморазвитие в ходе трудовой деятельности.
Перспективы развития педагогической профессии в информационный век
На сегодняшний день сложилась определенная модель организации образовательной деятельности, отвечающая потребностям информационного общества. Она опирается на идеях гуманизма и предполагает отношение к учащемуся, как высшей ценности, обладающей всеми правами и свободами, творческим потенциалом, требующим развития.
Все это обуславливает развитие педагогического процесса и деятельности педагогов с опорой на следующие принципы:
- Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании.
- Индивидуализация и дифференциация образовательного процесса.
- Уход от педагогических требований и указаний учащимся. Педагог выступает в роли наставника, а потому может выдвигать только косвенные требования к учащимся: давать советы, предлагать что-то, наставлять.
- Построение взаимодействия с учащимися в опоре на эмоциональный компонент,, т.е. должен иметься эмоциональный окрас отношений.
- Контроль и оценка своей профессиональной деятельности каждым педагогом.
- Оказание помощи и поддержки учащимся, педагогического сопровождения в их личностном развитии, формировании навыков и потребности в саморазвитии, выработке отношения к собственной личности, другим людям и природе.
Реализация данных принципов в образовательном процессе требует нового подхода к подготовке педагогов. Систему профессионального педагогического образования необходимо модернизировать. Модернизация должна быть реализована и постепенно осуществляется по следующим направлениям:
- Ликвидация дуализма в профессиональной подготовке педагогов.
- Переход к многоуровневому педагогическому образованию и обеспечение его вариативности.
- Содержание педагогического образования требует усиления общеобразовательных направлений обучения,, т.е. педагогу нужно ориентироваться не только в узкой области знаний, охватывающих только его специализацию.
- Мотивация молодежи к поступлению на педагогические специальности. Это требует предоставления льгот, увеличения количества бюджетных мест в высших и средних профессиональных учебных заведениях, обеспечение трудоустройства выпускников педагогических факультетов, повышение заработной платы педагогов.
- Интеграция обучения в высшей школе и обучения после получения дипломов.
- Разработка системы мотивации к непрерывному росту им развитию, повышению квалификации каждым педагогом.