Дидактические средства – это инструментарий, используемый педагогом для осуществления учебно-воспитательной работы и развития познавательных процессов учащихся.
Назначение дидактических средств сводится к наглядности представления учебного материала, что необходимо для его доступности и понятности, возможности полноценного усвоения.
Дидактические средства активно применяются в образовательном процессе для развития элементарных математических представлений детей. Для достижения данной цели происходит активное использование наглядных средств обучения.
Использование наглядного материала для математического развития детей
Наглядный материал для математического развития – это дидактическое средство комплексного характера, применение которого ориентировано на развитие представлений о числах и счете.
Развитие представлений о счете начинается в трех-четырех летнего возраста. Эти представления ложатся в основу формирования математических представлений дошкольника. Математическая деятельность дошкольников сводится только к выполнению элементарных счетных операций.
Наглядный материал как дидактическое средство познания счетной деятельности имеет важное значение. Дети дошкольного возраста неспособны воспринимать информацию на слух. Им необходимо увидеть услышанное, и, даже, потрогать его. Поэтому, используется разнообразный наглядный материал. Его применение определяется методами обучения и содержанием конкретного занятия. Необходимость его использования обуславливается особенностями развития дошкольника: формированием психических процессов и интеллектуальных функций.
Наглядный материал, используемый на учебных занятиях дошкольников, должен отвечать следующим требованиям:
- Иметь научное обоснование – соответствие научным теориям о счетной деятельности;
- Иметь воспитательный потенциал, т.е. нести не только обучающую функцию, но и воспитывать отдельные стороны личности дошкольника;
- Отвечать санитарно-гигиеническим нормам применения – быть безопасным для использования ребенком (без вредных компонентов, химикатов), не требовать его напряжения и перенапряжения;
- Отвечать эстетическим нормам – красота оформления, приятность визуального восприятия;
- Быть известным детям. Дошкольникам должны быть знакомы, демонстрируемые объекты, т.е. они должны были видеть их в реальной жизни;
- Быть разнообразным. Наглядный материал должен быть ориентирован на восприятие всеми органами чувств, быть разных размеров и цветов.
Наглядный материал, используемый для развития навыков счета дошкольников, различается по своим параметрам. Он может быть крупным – ориентированным на показ игровых действий(демонстрационный материал) и мелким – исполняющим функцию развития самостоятельной деятельности дошкольников. Мелкий наглядный материал используется после объяснения игровых действий дошкольникам для выполнения самостоятельных заданий. Однако, такое разделение наглядного материала носит условный характер, поскольку, одни и те же средства могут применяться и для демонстрации и для самостоятельной работы. Все зависит от темы занятия.
Демонстрационные наглядные средства необходимы для того, чтобы сделать образовательный процесс увлекательным. Ведь, дошкольникам неинтересна простая образовательная деятельность. Дидактические игры носят образовательный характер, поэтому требуют наполнения интересным содержанием. Использование демонстрационного материала способствует формированию познавательной заинтересованности дошкольников и расширению их математических способностей, формированию математических представлений.
Разновидности дидактических средств, применяемых для математического развития дошкольников
Дидактические средства в образовательном процессе дошкольников основываются на принципе наглядности и познания. Весь материал, используемый в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения, обладает характеристиками наглядности и ориентацией на развитие логики дошкольников.
Основными средствами и приемами, ориентированными на развитие математических представлений дошкольников, являются:
- Восприятие счета на слух. Для этого используются такие средства, как: молоток, погремушки и иные объекты, издающие разные звуки и шумы. Воспитатель производит звуки прямо перед детьми, предлагая им сосчитать их количество или прячась и производя звуки, предлагает определить объект, который их производит или, также, сосчитать количество звуков. Задания могут носить различный характер. Все зависит от возрастной группы дошкольников, фантазии и мастерства воспитателя и уровня математического развития дошкольников.
- Развитие навыков счета движений. Дети выполняют разнообразные движения и считают их.
- Дидактическое средство - математический планшет. Оно представляет собой поверхность со штырьками, на которой осуществляется рисование резинками. Этот прием активизирует работу моторных и когнитивных функций организма, что положительно сказывается на математическом развитии дошкольников.
- Карточки. На них изображаются математические знаки и символы, геометрические фигуры. Дети наглядно воспринимают математические объекты и лучше сохраняют их в своей памяти.
- Магнитные доски. Они представляют собой доску, к которой крепятся магнитные математические знаки и символы, геометрические фигуры. На ней же, можно демонстрировать дошкольникам операции счета.
- Составление головоломок с применением наглядных объемных средств. Предполагается использование кубиков, пирамидок, бумажные фигуры – цифры, математические символы. С ними составляются головоломки и ребусы, которые с увлечением решаются дошкольниками.
- Использование панно и изображений для решения разнообразных арифметических задач.
- Логические задачи. Они должны быть просты и доступны для решения дошкольниками. Как правило, они основываются на поиске пропущенной цифры, добавлении недостающей фигуры и т.д.
- Использование разнообразных моделей. Модели способствуют развитию пространственной ориентации дошкольников и учат их временному восприятию. Самостоятельное построение моделей из бумаги и иных материалов способствует не только формированию математических представлений, но и развивает интеллект дошкольника, воспитывает дисциплину, формирует усидчивость и концентрацию внимания.