Понятие сенсорного развития ребенка
Сенсорное развитие ребенка – это процесс развития его восприятия и формирования представлений, касающихся внешних свойств предметов: формы, цвета, величины, положения в пространстве, а также запахе, вкусе и пр. Знакомство с этими свойствами представляет собой основное содержание процесса сенсорного воспитания.
Каждый возрастной этап имеет особую чувствительность, сензитивность к определенным воздействиям, в связи с чем обучение некоторому объему знаний и навыков в младшем возрасте иногда более эффективно, чем в старшем.
Период дошкольного детства – время интенсивного сенсорного развития детей, уровень которого оказывает воздействие на успешность умственного, физического и эстетического воспитания детей. Одно из важных средств сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста – дидактическая игра.
Игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, которые представляют собой основу общения. Ребенку в игре интересна не обучающая задача, заложенная внутри нее, а возможность проявлять активность, выполнять игровые действия, добиваться результата и выигрывать.
Возможность обучать маленьких детей средствами активной интересной для них новой деятельности является отличительной характерной чертой дидактических игр. Основной метод сенсорного воспитания представлен обследованием детьми предметов, чтобы определить их свойства.
Обследование – это специально организованное восприятие предметов для дальнейшего использования его результатов в определенной содержательной деятельности.
В процессе обследования дети учатся определению и различению величины, формы и пространственных отношений, цвета.
В работах Поддьяковой Н.Н., Усовой А.П., Сакулиной Н.П., Аванесовой В.Н. продемонстрировано, что использование специально сконструированных дидактических пособий, проведение дидактических упражнений и игр должно находиться в органическом сочетании с процессом сенсорного воспитания.
Дидактические игры, используемые на занятиях по рисованию, лепке, конструированию и пр., могут быть использованы как один из методов проведения самих занятий, а также с целью расширить, уточнить и закрепить полученные на занятиях знания и умения.
Чтобы повысить эффективность образовательной работы, сенсорного воспитания и обучения, большое внимание уделяют процессу использования в дидактическом процессе разнообразных средств и форм организации обучения, например, дидактические игры и дидактические упражнения.
Отдельное место в работе педагога отводится занятиям, которые проводятся в формате организованной дидактической игры, упражнения.
Развитие восприятий и представлений детей, а также усвоение знаний и формирование умений протекает в процессе интересных игровых действий, например, прятанья и поиска, загадывания и отгадывания. Важная роль отводится упражнениям с дидактическими материалами и игрушками. Эти упражнения основаны на практических действиях каждого из детей с деталями дидактических игрушек, материалов, что дает возможность совершенствовать сенсорный опыт ребенка, принося пользу для процесса закрепления представлений о форме, величине, цвете предметов.
Этапы сенсорного воспитания детей посредством дидактических игр
В процессе сенсорного воспитания посредством использования дидактических игр могут быть выделены определенные этапы:
- первый этап – цель: привлечь внимание детей к тому сенсорному признаку, который дети должны освоить. Обучение детей перцептивным действиям;
- второй этап – цель - накопить представления, касающиеся сенсорных признаков. На данном этапе для обеспечения отчетливого вычленения определенного качества, а также отделение его от сопутствующих, целесообразно использовать приемы сравнения рассматриваемого качества с противоположным, которое может быть выделено теми же действиями обследования. После того, как дети ознакомлены со способами обследования и качествами предметов, необходимо заняться организацией упражнений по выделению этих качеств;
- третий этап – цель: сформировать представления об эталонах. Исходной точкой в данном процессе является умение группировать предметы в соответствии с тем или иным качеством. Дальнейшей работой предполагается ознакомление детей с разнообразным выражением определенной меры качества. Овладение эталоном помогает поднять умственную деятельность ребенка на новый уровень, то есть сформировать процесс обобщения на чувственной основе, так называемый эталон, углубляет процессы анализа и обобщения на основании овладения эталоном;
- четвертый этап – цель: создать условия для самостоятельного использования детьми освоенного объема знаний и навыков в процессе анализа окружающей действительности и при организации своей собственной деятельности. Чтобы достичь данную цель необходима четкая система заданий, которые предполагают для их выполнения самостоятельный анализ, учет определенных качеств, свойств и отношений. На данном этапе воспитатели могут широко применять все виды деятельности, и на занятиях, и в повседневной жизни.
Посредством использования различных дидактических игр дети учатся сравнению и группировке предметов, как в соответствии с внешними признаками, так и в соответствии с их назначением. У детей идет формирование сосредоточенности, внимания, настойчивости, развитие познавательных способностей (например, игры «Цветная вода», «Разноцветные палочки», закрепляют у детей знания о цветах радуги, а игра «Разложи фигурки по домикам» - знания о геометрических фигурах). Эти игры легко ввести в обиход детей раннего возраста, особенно они любят находить предметы определенной формы вокруг них.