Сущность рефлексии
Педагогическая деятельность является своеобразной мета-деятельностью, так как включает в себя деятельность учащихся, педагога и родителей. То есть состоит из нескольких элементов, каждый из которых находится в зависимости от других, и в то же время, оказывая на них определенное влияние. Эффективность педагогической деятельности во многом зависит от взаимопонимания и взаимоотношений между ее участниками. Именно с этими особенностями связан ее рефлексивный характер.
Рефлексия в педагогике – это процесс самопознания и самоанализа субъектами педагогического процесса собственного поведения, деятельности, внутренних психологических и эмоциональных состояний.
Одним из важнейших условий продуктивной работы педагога является осуществление им рефлексии собственных действий, определения своего «Я» в процессе обучения, отношения к себе со стороны коллег, родителей и учащихся. Рефлексирующий педагог постоянно развивается в профессиональном направлении, совершенствует свои знания и навыки.
К рефлексивным процессам относятся следующие процессы:
- Самоанализ
- Самопознание
- Переосмысление
- Перепроверка
Сущность рефлексивной деятельности педагога состоит в том, что он, управляя учебным процессом и деятельностью учащихся, смотрит сам на себя со стороны и на свою работу глазами детей.
Он старается понять, как дети воспринимают его работу, формирует их мнение о себе как о педагоге и личности, пытается проникнуть во внутренний мир детей, выявить их установки и отношение к учебному предмету.
Кроме того, рефлексивная деятельность педагога направлена и на самого себя. В процессе взаимодействия с учащимся, педагог становится одним из участников диалога, но при этом он не теряет контроль над своим поведением, ввиду собственного положения. Во время общения педагог смотрит насколько дети активны, каково их отношение к нему как одному из участников общения.
Таким образом, рефлексия в педагогической деятельности – это многогранный процесс, направленный на осуществление анализа и оценки поведения, действий, чувств и эмоций участников педагогического процесса.
Основные виды рефлексии
В настоящее время выделяют три основных хорошо изученных вида рефлексии в педагогике:
Социально-перцептивная рефлексия.
Сущность данного вида рефлексии состоит в том, что педагог осуществляет перепроверку собственных представления и мнении, которые у него сформировались о б учащихся, в процессе обучения и общения с ними.
В процессе социально-перцептивной рефлексии педагог:
- Выдвигает предположения о причинах, мотивах и целях поведения учащихся
- Старается предвидеть действия учащихся в конкретных педагогических ситуациях
- Раскрывает противоречивость личности учащихся, находит пути их разрешения
- Осуществляет анализ изменения личности каждого ребенка в процессе воспитания и обучения
- Старается преодолеть противоречия в фактах между сформировавшемся мнении об учащемся и новыми фактами в его поведении
Большое влияние на эффективность социально-перцептивной рефлексии оказывает уровень развития у педагога эмпатии, направленной на определение и эмоциональное познание детей. Эмаптия педагога проявляется в сопереживании и сочувствии педагога к учащимся. В том случае, если эпатийность не развита, либо слабо развита, то рефлексивная деятельность педагога по отношению к учащимся значительно снижается.
Предметом рефлексии педагога по отношению к учащимся в первую очередь является личностные качества детей.
Приемы рефлексии в рамках социально-перцептивного вида:
- Выявление и выделение причин
- Осуществление восприятия личности в различных ременных промежутках и возрастных срезах
- Разработка прогноза дальнейшего развития
- Высказывание сомнений и анализа полученного результата
- Выделение возможных проблем в воспитании и обучении
Таким образом, социально-перцептивная рефлексия направлена на осуществление регуляции педагогического общения, в условиях разногласия стратегий обучения и воспитания детей.
Коммуникативная рефлексия.
Коммуникативная рефлексия направлена на осознание субъектом того как его воспринимают другие участники педагогического процесса.
Осуществление коммуникативной рефлексии направлено на оценку себя, собственного «Я», отношения окружающих к нему. Для педагога значимым является установление того как к нему относятся коллеги, учащиеся, родители и администрация учебного заведения. Оценивается не только отношение с профессиональной точки зрения, но и отношение как к личности.
Особенность данного вида рефлексии заключается в том, что он является одним из важнейших компонентов структуры профессионального самосознания педагога своего «рефлексивного Я».
Довольно часто в процессе коммуникативной рефлексии педагог допускает ряд ошибок, таких как переоценка или недооценка мнения учащихся о себе и своих профессиональных умениях.
Адекватность проведения коммуникативной рефлексии оказывает большое влияние на процесс взаимодействия между учащимися и педагогом, а также на стиль педагогической деятельности. В том случае, если рефлексия осуществляется адекватно, то между учениками и педагогом достигается достаточно высокий уровень взаимоотношений, ведущий стиль отношений – демократический. Если же в процессе рефлексии самооценка педагога не совпадает с мнением учащихся, то педагог тяготеет к авторитарному стилю отношений. При пониженной потребности в рефлексии и желании знать мнение учащихся о себе – либеральный или ситуативный стиль отношений.
Личностная рефлексия.
Степень адекватности коммуникативной рефлексии педагогов влияет на формирование их личностной рефлексии, т. е. на осмысление собственного сознания и своих действий самопознания. В свою очередь личностная рефлексия как компонент профессионального самопознания, опирающийся на коммуникативную рефлексию, оказывает значительное воздействие на регуляцию педагогической деятельности.
Установлено, что личностная и коммуникативная рефлексия педагога осуществляется с помощью типичных для всех видов рефлексии приёмов.
При этом для коммуникативной рефлексии наиболее частым приёмом рефлексирования является предположение, а для личностной рефлексии - проявлении уверенности, что связано с тем, что при самооценке субъект в большей степени, чем при рассуждении за другое лицо, уверен в правильности своего мнения.