Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Речевые практики

Определение 1

Речевые практики – это учебная дисциплина, ориентированная на овладение учащимися техниками, методами и приемами устной и письменной речи конкретного языка, позволяющими свободно общаться в различных коммуникативных ситуациях.

Данная дисциплина входит в образовательную программу в качестве дополнения к предмету «Русский язык» и ориентируется на развитие речевых навыков учащихся, формирование у них умений продуктивного использования различных языковых средств родного языка.

Целевое назначение речевых практик в языковом познании

При изучении русского языка в общеобразовательной школе вводится ряд дисциплин, освоение которых ориентировано на углубление языковых познаний учащихся и освоение всех сторон родной речи.

Речевые практики, входящие в состав дисциплины «Русский язык» общеобразовательной программы начальной и средней школы, нацелены на:

  • Расширение знаний учащихся об окружающем мире и овладение необходимыми языковыми средствами для описания его процессов, объектов и явлений: слово, словосочетание, предложение;
  • Формирование речевой коммуникации. Предполагается развитие коммуникативных навыков общения и взаимодействия на русском языке;
  • Развитие общего представления о русском языке, его структуре, составных компонентах и особенностях их практического использования;
  • Освоение простейших форм практического использования языковых средств в разнородных ситуациях общения;
  • Развитие навыков чтения и восприятия художественных литературных произведений;
  • Коррекция речевых дефектов. Имеются в виду недостатки речи, незначительные нарушения речевого восприятия и произношения;
  • Устранение недостатков мыслительной деятельности учащегося;
  • Формирование навыков письменного выражения своих мыслей и практического использования письменной речи в ситуациях общения и социального взаимодействия.
«Речевые практики» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Следует отметить, что включение речевых практик в образовательную программу русского языка начальной школы ориентировано на реализацию коммуникативного подхода в обучении языку. В обучении создаются разнородные ситуативные условия, позволяющими развить навыки использования различных форм высказываний. Учащиеся учатся использовать полученные знания на практике, повышая свою лингвистическую компетентность.

Речевая деятельность учащихся на уроках речевой практики

На уроках речевой практики создаются разнородные речевые ситуации.

Замечание 1

Речевая ситуация – это мотиватор речевого высказывания, определяющий его содержание, форму, характер.

Речевая ситуации включает в свой состав следующие компоненты:

  1. Участники речевого общения. Это те люди, между которыми возникает обмен информацией, посредством использования языковых средств. Каждый из них играет определенную роль в ситуации общения и занимает в нем конкретное место;
  2. Обстановка общения. Она отражает место реализации взаимодействия участников общения, условия его реализации, факторы, тем или иным образом, воздействующие на его ход;
  3. Средства общения – это инструментарий, используемый участниками общения для обмена информацией. Сюда входят языковые, лингвистические, паралингвистические средства.

Речевые ситуации, создаваемые на уроках, являются формой организации обучения учащихся навыкам ситуативного социального взаимодействия, рационального, продуктивного, адекватного использования языковых средств в конкретных коммуникативных ситуациях.

Любая речевая ситуация, созданная на уроке, повышает уровень речевого развития учащихся. Они осваивают навыки спонтанного общения и легче приспосабливаются к коммуникативному взаимодействию вне учебных занятий.

На уроках речевых практик применяются речевые ситуации учебного характера т.е. они ориентированы на формирование у учащихся определенных речевых навыков и освоение ими тех или иных форм коммуникативного взаимодействия. Данные ситуации носят внеязыковую форму реализации и предполагают обмен парой диалогов.

Внеязыковые ситуации учебного характера подготавливаются специально и реализуется с применением специальных атрибутов – иллюстрации, костюмы или их отдельные части.

Построение таких речевых ситуация хорошо еще и тем, что при создании искусственной т.е. учебной ситуации общения происходит предварительное обсуждение данной ситуации, характера участников общения, особенностей построения диалогов и т.д. Таким образом, формируются естественные ситуации общения, которые заставляют учащихся реализовывать спонтанное общение и взаимодействие друг с другом и с педагогом, выражать свое личностное отношение к конкретным аспектам общения и взаимодействия, выражать свои эмоции по поводу планируемой речевой ситуации. Это является своеобразной тренировкой речевых навыков. Причем, учащиеся не осознают своего обучения в данных ситуациях спонтанного общения.

Работа школьников над речевой ситуацией на уроках реализуется поэтапно:

  1. Ознакомительный этап. На данном этапе происходит знакомство учащихся с темой предстоящего общения, формами и методами коммуникативного взаимодействия в конкретной речевой ситуации. Ознакомление реализуется в занимательных формах, что позволяет привлечь учащихся к коммуникативной деятельности, заинтересовать их, повысить их мотивацию и познавательную активность.
  2. Диалогический этап. Он предполагает непосредственную организацию речевой ситуации. Речевые ситуации организуются в форме ролевой игры. Каждому учащемуся дается определенная роль, которую он исполняет в диалоговом взаимодействии с другими учащимися. Речевые ситуации предполагают проигрывание учащимися различных сюжетов реального коммуникативного общения. На данном этапе осуществляется и обучение учащихся основам диалогической речи. Для обучения применяются вопросы и ответы, используются сообщения и побуждения к действию.
  3. Заключительный этап. Данный этап ориентирован на закрепление у учащихся навыков построения связного монологического высказывания и умений его правильного представления другому человеку в ходе диалогового взаимодействия. учащимся предлагается составить короткое описание речевой ситуации, в которой они участвовали и ее итогов.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 26.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot