Педагогический дискурс и его особенности
Педагогический дискурс – это система коммуникативного взаимодействия между педагогом и воспитанниками в педагогической сфере деятельности.
Педагогический дискурс выступает одним из типов институционального дискурса. Он определяет стереотипы речевого поведения педагога и учащихся и имеет строгие рамки речевого поведения.
Педагогический дискурс опирается на определенную речевую стратегию педагогического общения. Она носит императивный характер. Каждая стратегия речевого общения и взаимодействия педагога опирается на совокупность речевых тактик. Каждая тактика имеет собственные средства языкового воплощения.
В речевом общении педагога преобладающую позицию занимают побудительные высказывания. Они направляют учащихся на учебную работу и обеспечивают управление учителем педагогическими ситуациями разного рода.
Педагог указывает, направляет деятельность учащихся, говоря, что и как нужно делать, чтобы достичь требуемых результатов развития.
Особое значение в педагогическом дискурсе отводится средствам установления речевого контакта. Они формируют основы взаимоотношений с учащимися и обладают следующими особенностями:
- Реализация этикетных границ учебных занятий за счет данных средств.
- Включение средств в каждый этап учебного занятия.
- Клишированный характер педагогических реплик.
- Приоритетная позиция и большой объем стереотипных вопросов педагога.
- Придание педагогическим побуждениям стереотипного характера.
В педагогическом дискурсе могут быть избраны различные стратегии. Они обусловлены конкретной речевой ситуацией, уровнем развития речевой культуры педагога и учащихся, условиями коммуникации и иными обстоятельствами.
По сути, педагогический дискурс выступает отражением, характеристикой речевого поведения педагога. Он отражает навыки педагога использования языка в качества средства речевого взаимодействия с учащимися и формирования положительной коммуникативной среды в коллективе.
В процессе коммуникативного взаимодействия педагога с учащимися актуально возникновение конфликтных ситуаций. Оно может быть вызвано противоречиями взглядов, выбором разных стратегий и тактик реализации педагогического дискурса сторонами.
Речевое взаимодействие сторон в педагогическом дискурсе
В педагогическом процессе происходит взаимодействие сторон на основании установленных стереотипов реализации речевого поведения педагога. Оно предполагает опору на следующие модели речевого взаимодействия субъектов педагогического взаимодействия:
- Равенство-солидарность коммуникативных сторон.
- Равенство-уважение коммуникативных сторон.
- Неравенство коммуникативных сторон с доминированием одной из них.
- Неравенство коммуникативных сторон с подчинением одной из них другой.
Как правило, возникновение речевых конфликтов свойственно для последних двух моделей речевого взаимодействия. Оно обуславливает развитие противоречий, приводящих к конфликтам.
Конфликт в педагогическом взаимодействии приводит к нарушениям на следующих уровнях речевого взаимодействия:
- Прагматический уровень. Он отражает уход от опоры на стратегии вежливости сторонами и использованием неаргументированного отстаивания своего мнения.
- Структурный уровень. Он отражает изменение структуры речевого взаимодействия сторон. Происходит смена коммуникативных ролей и отказ от коммуникации.
- Статусно-иерархический уровень. Он отражает переход от социальной дистанции взаимодействия т.е. делового общения на персональную т.е. происходит «переход на личности» и их унижение.
Стратегии устранения речевого конфликта в рамках педагогического дискурса
Речевой конфликт является актуальным направлением реализации коммуникативного взаимодействия сторон педагогического дискурса.
Конфликты требуют своей оптимизации и гармоничного разрешения. Для этого используются следующие стратегии:
- Аргументированные кооперативные стратегии. При их реализации применяются тактики маскировки и ухода от конфликта, а также используются приемы негативной вежливости. Данная стратегия применяется субъектами педагогического дискурса, которые занимают доминирующую позицию в конфликтной ситуации. Доминирующая сторона приводит адекватные аргументы, позволяющие сгладить речевую ситуацию и возникшие противоречия. Приведение аргументов позволяет достичь положительных результатов в гармонизации речевого конфликта. Что касается использования приема негативной вежливости, то он предполагает предоставление партнеру по общению свободы, но с сохранением собственного мнения и взглядов и соблюдением социальной дистанции.
- Стратегия позитивной вежливости. Они опираются на укрепление имиджа партнера по общению. Происходит проявление солидарности к партнеру по общению и одобрение его взглядов. Как правило, данная стратегия применяется педагогом и помогает устранить, минимизировать отрицательный эффект речевой ситуации.
- Стратегия вуалирования. Она реализуется педагогом через сокрытие нежелательной информации, каких-то фактов, которые лежат в основе речевого конфликта. Данная стратегия приводит к устранению причин речевого конфликта без их разрешения. Это не самая верная стратегия, но в ряде случаев она дает положительные результаты.
Педагогический дискурс предполагает владение педагогом жанрами установления речевого контакта с учащимися. Уровень владения этими жанрами обеспечивает координацию речевых ситуаций разного рода, возникающих в ходе педагогической деятельности. Эти жанры опираются на культуру педагогического общения, деловой этикет, навыки установления коммуникативной координации, а также владение вопросной формой общения. Вопросы служат для поддержки ролевых обликов участников коммуникативного взаимодействия, помогают управлять поведением учащихся и координировать его.
Таким образом, педагогический дискурс содержит нормативные формулы общения педагога с учащимися и опирается на нормы речевого этикета. От соблюдения этих нормативов и норм зависит продуктивность речевого взаимодействия педагога с учащимися и возможность развития конфликтных ситуаций.