Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Речевой конфликт и способы его нейтрализации в педагогическом дискурсе

Педагогический дискурс и его особенности

Определение 1

Педагогический дискурс – это система коммуникативного взаимодействия между педагогом и воспитанниками в педагогической сфере деятельности.

Педагогический дискурс выступает одним из типов институционального дискурса. Он определяет стереотипы речевого поведения педагога и учащихся и имеет строгие рамки речевого поведения.

Педагогический дискурс опирается на определенную речевую стратегию педагогического общения. Она носит императивный характер. Каждая стратегия речевого общения и взаимодействия педагога опирается на совокупность речевых тактик. Каждая тактика имеет собственные средства языкового воплощения.

В речевом общении педагога преобладающую позицию занимают побудительные высказывания. Они направляют учащихся на учебную работу и обеспечивают управление учителем педагогическими ситуациями разного рода.

Педагог указывает, направляет деятельность учащихся, говоря, что и как нужно делать, чтобы достичь требуемых результатов развития.

Особое значение в педагогическом дискурсе отводится средствам установления речевого контакта. Они формируют основы взаимоотношений с учащимися и обладают следующими особенностями:

  • Реализация этикетных границ учебных занятий за счет данных средств.
  • Включение средств в каждый этап учебного занятия.
  • Клишированный характер педагогических реплик.
  • Приоритетная позиция и большой объем стереотипных вопросов педагога.
  • Придание педагогическим побуждениям стереотипного характера.

В педагогическом дискурсе могут быть избраны различные стратегии. Они обусловлены конкретной речевой ситуацией, уровнем развития речевой культуры педагога и учащихся, условиями коммуникации и иными обстоятельствами.

По сути, педагогический дискурс выступает отражением, характеристикой речевого поведения педагога. Он отражает навыки педагога использования языка в качества средства речевого взаимодействия с учащимися и формирования положительной коммуникативной среды в коллективе.

«Речевой конфликт и способы его нейтрализации в педагогическом дискурсе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

В процессе коммуникативного взаимодействия педагога с учащимися актуально возникновение конфликтных ситуаций. Оно может быть вызвано противоречиями взглядов, выбором разных стратегий и тактик реализации педагогического дискурса сторонами.

Речевое взаимодействие сторон в педагогическом дискурсе

В педагогическом процессе происходит взаимодействие сторон на основании установленных стереотипов реализации речевого поведения педагога. Оно предполагает опору на следующие модели речевого взаимодействия субъектов педагогического взаимодействия:

  • Равенство-солидарность коммуникативных сторон.
  • Равенство-уважение коммуникативных сторон.
  • Неравенство коммуникативных сторон с доминированием одной из них.
  • Неравенство коммуникативных сторон с подчинением одной из них другой.

Как правило, возникновение речевых конфликтов свойственно для последних двух моделей речевого взаимодействия. Оно обуславливает развитие противоречий, приводящих к конфликтам.

Конфликт в педагогическом взаимодействии приводит к нарушениям на следующих уровнях речевого взаимодействия:

  1. Прагматический уровень. Он отражает уход от опоры на стратегии вежливости сторонами и использованием неаргументированного отстаивания своего мнения.
  2. Структурный уровень. Он отражает изменение структуры речевого взаимодействия сторон. Происходит смена коммуникативных ролей и отказ от коммуникации.
  3. Статусно-иерархический уровень. Он отражает переход от социальной дистанции взаимодействия т.е. делового общения на персональную т.е. происходит «переход на личности» и их унижение.

Стратегии устранения речевого конфликта в рамках педагогического дискурса

Речевой конфликт является актуальным направлением реализации коммуникативного взаимодействия сторон педагогического дискурса.

Конфликты требуют своей оптимизации и гармоничного разрешения. Для этого используются следующие стратегии:

  1. Аргументированные кооперативные стратегии. При их реализации применяются тактики маскировки и ухода от конфликта, а также используются приемы негативной вежливости. Данная стратегия применяется субъектами педагогического дискурса, которые занимают доминирующую позицию в конфликтной ситуации. Доминирующая сторона приводит адекватные аргументы, позволяющие сгладить речевую ситуацию и возникшие противоречия. Приведение аргументов позволяет достичь положительных результатов в гармонизации речевого конфликта. Что касается использования приема негативной вежливости, то он предполагает предоставление партнеру по общению свободы, но с сохранением собственного мнения и взглядов и соблюдением социальной дистанции.
  2. Стратегия позитивной вежливости. Они опираются на укрепление имиджа партнера по общению. Происходит проявление солидарности к партнеру по общению и одобрение его взглядов. Как правило, данная стратегия применяется педагогом и помогает устранить, минимизировать отрицательный эффект речевой ситуации.
  3. Стратегия вуалирования. Она реализуется педагогом через сокрытие нежелательной информации, каких-то фактов, которые лежат в основе речевого конфликта. Данная стратегия приводит к устранению причин речевого конфликта без их разрешения. Это не самая верная стратегия, но в ряде случаев она дает положительные результаты.

Педагогический дискурс предполагает владение педагогом жанрами установления речевого контакта с учащимися. Уровень владения этими жанрами обеспечивает координацию речевых ситуаций разного рода, возникающих в ходе педагогической деятельности. Эти жанры опираются на культуру педагогического общения, деловой этикет, навыки установления коммуникативной координации, а также владение вопросной формой общения. Вопросы служат для поддержки ролевых обликов участников коммуникативного взаимодействия, помогают управлять поведением учащихся и координировать его.

Таким образом, педагогический дискурс содержит нормативные формулы общения педагога с учащимися и опирается на нормы речевого этикета. От соблюдения этих нормативов и норм зависит продуктивность речевого взаимодействия педагога с учащимися и возможность развития конфликтных ситуаций.

Дата последнего обновления статьи: 11.11.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot