Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Ребенок с ОВЗ как субъект социокультурного пространства

Определение 1

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети, которые имеют различные недостатки в психическом и (или) физическом развитии.

Сложности функционирования ребенка с ОВЗ внутри социального пространства

В настоящее время всё большую популярность приобретают вопросы, связанные с изучением особенностей функционирования детей с ОВЗ внутри социального пространства. Это связано с тем, что современное социальное пространство достаточно динамично и порой в нем сложно функционировать людям с нормой развития, не говоря уже о тех, кто имеет различные физические или психические отклонения. В контексте данной проблемы особенно ярко выделяются проблемы детей с ОВЗ и их интеграцией в общество.

Замечание 1

Трудности, которые испытывают дети с ОВЗ, связаны в первую очередь с тем, что у них имеются сложности в установлении взаимодействия с окружающими, обусловленные нарушениями речи, слуха, психики, свободы передвижения и т.д.

Ни одна из областей знания не подвергает сомнению, тот факт, что дети с ОВЗ не могут стать полноценными субъектами социокультурного пространства, они не могут в полной мере оказывает влияние на его становление и развитие. В тоже время и нет достаточно точных сведений о том, какие личностные черты и потенциал имеет ребенок с ОВЗ, как он с их помощью способен интегрироваться в социокультурное пространство.

Несмотря на то, что вопросы интеграции детей с ОВЗ в социокультурное пространство рассмотрены в достаточно большом количестве источников, в настоящее время исследования продолжаются. Дополнительные исследования направлены на конкретизацию уже имеющихся сведений, а также выявление новых путей развития и нормального взаимодействия общества и детей с ОВЗ.

«Ребенок с ОВЗ как субъект социокультурного пространства» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Для того, чтобы исследование ребенка с ОВЗ как субъекта социокультурного пространства было успешным, отечественные и зарубежные исследователи, остановились на единой интерпретации понятия «социокультурная адаптация».

Определение 2

Социокультурная адаптация – это процесс целенаправленного приспособления личности человека к окружающему его обществу, с целью удовлетворения собственных потребностей и запросов.

Социокультурная адаптация осуществляется посредством имеющихся у индивида навыков социального взаимодействия и коммуникации. В том случае, если в процессе социализации данные навыки не были сформированы на должном уровне, то процесс социокультурной адаптации не будет осуществлен в полной мере.

Трудности развития ребенка с ОВЗ как субъекта социокультурного пространства

Ребенок с ОВЗ, в качестве субъекта социокультурного пространства обладает рядом определенных трудностей в развитии:

  1. Ограниченность в удовлетворении собственных потребностей, ввиду психологических или физических нарушений в функционировании организма.
  2. Ограниченность в полноценном получении базового перечня знаний, умений и навыков, необходимых для успешной социализации и проявления собственной индивидуальности.
  3. Подавленность стремления к личностному творческому развитию и функционированию в рамках социума, недоступность для проявления своей активности в культурных и образовательных институтах.
  4. Более острая потребность, чем у детей с нормой развития, в полноценном и качественном психолого-педагогическом сопровождении всех этапов личностного развития и становления.

Большое значение в развитии ребенка с ОВЗ имеет его семья. Именно семья способна обеспечить ребенку успешную социокультурную интеграцию, стимулировать процесс его социализации.

В том случае, если ребенок с ОВЗ лишен возможности нормально общаться с окружающими, он испытывает не только физические страдания, но и нравственные. Если же он чувствует опору и поддержку от семьи, то его общий настрой на развитие становится позитивным.

Ребенок с ОВЗ в социокультурном пространстве, как субъект, может существовать только если на него направлено всестороннее воздействие. То есть, чем раньше у ребенка будет обнаружено нарушение, выявлена его причина и началась коррекционная работа, тем успешнее будет результат.

Замечание 2

Таким образом, именно семья наделяет ребенка с ОВЗ субъектностью, формирует у него необходимую позитивную мотивацию на развитие в рамках собственных возможностей. Большую роль имеет и своевременная диагностика нарушений.

Пути введения ребенка с ОВЗ в социокультурное пространство

Замечание 3

Для того, чтобы ребенок с ОВЗ стал субъектом социокультурного пространства, необходимо использовать комплекс мер, направленных на приобщение его к культуре, усвоению норм и правил поведения в обществе, овладению социально значимыми навыками и умениями.

В этой связи, основные пути введения ребенка с ОВЗ в социокультурное пространство в качестве субъекта заключаются в следующем:

  1. Осуществление целенаправленной и систематической работы по освоению ребенком с ОВЗ феноменов искусства, что позволит обеспечить ему взаимодействие социального, познавательного и субъектного пластов развития.
  2. На всех этапах становления и развития ребенка с ОВЗ, а особенно в период осознания им смысла собственной жизни и жизненных ориентиров, осуществление качественного психолого-педагогического сопровождения и поддержки со стороны семьи.
  3. Использование в развитии ребенка с ОВЗ разнообразных методов, средств и технологий, которые позволят ему не только освоить необходимые знания и умений, но и будут стимулировать на взаимодействие с окружающим социумом.
  4. Применение инклюзивных форм воспитания и обучения, способствующих успешному вхождению ребенка в социум. Кроме того, инклюзия положительно сказывается и на детях с нормой развития, они начинают воспринимать детей с ОВЗ на равных. Это способствует тому, что ребенок с ОВЗ перестает чувствовать себя ущемленным, он понимает, что у него тоже есть всё необходимое для вхождения в социокультурное пространство в качестве субъекта.

Таким образом, ребенок с ОВЗ как субъект социокультурного пространства обладает, прежде всего, правом на внедрение в него и полноценное использование всех предоставленных ресурсов. Социальное пространство должно принимать таких детей, как часть собственного развития и предоставлять им условия для восприятия социокультурных норм.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 31.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot