Понятие и значение компетентностного подхода в дошкольном образовании
Компетентность – это обладание учащимся соответствующей компетенции, которая включает в себя его личностное отношение к ней и к предмету деятельности.
Компетентность является состоявшимся качеством личности, которое представляет собой совокупность качеств учащегося и минимальный практический опыт деятельности в определенной сфере.
Современные изменения в обществе, возрастающие потребности к личности человека и его качествам, не могут не отразиться на требованиях, предъявляемых к образованию. Изменения касаются всей системы образования, в том числе и ее первой ступени – дошкольного образования. В настоящее время значительно изменились взгляды на дошкольного детство и его значимость для успешного развития человека. Именно поэтому осуществляется постоянный поиск инновационных методик и технологий, способных обеспечить формирование и развитие у детей фундаментальных компетенций личности. В связи с чем, организация эффективного компетентностного подхода является одной из первоочередных задач ДОУ.
Компетентностный подход в дошкольном образовании – это одна из приоритетных задач дошкольного образования, направленная на формирование у детей дошкольного возраста ключевых компетентностей личности.
Формирование ключевых компетентностей у детей дошкольного возраста в рамках ДОУ осуществляется посредством:
- организации различных видов деятельности (совместной и самостоятельной, трудовой, игровой, исследовательской и т.д.);
- организации разнообразных ситуаций, направленных на проживание ребенком и приобретение им необходимого практического и жизненного опыта;
- организации ситуаций, направленных на успешную адаптацию ребенка в современном социуме.
Таким образом, компетентностный подход в ДОУ отражает основные аспекты модернизации системы дошкольного образования.
Именно инновационные установки дошкольного образования формулируют следующие утверждения:
- Компетентностный подход – это проявление и обновление содержания дошкольного образования, в соответствии с изменениями социально-экономической реальности.
- Компетентностный подход является обобщенным условием способности человека успешно взаимодействовать с окружающими.
- Компетентностный подход – представляет собой одно из радикальных средств модернизации системы дошкольного образования.
Структура компетентностного подхода в дошкольном образовании
Структура компетентностного подхода дошкольного образования включает в себя следующие умения:
Технологическая компетентность:
- ориентироваться в новой или нестандартной обстановке (ситуации);
- планировать собственную деятельность;
- понимать и правильно выполнять необходимый алгоритм действий;
- правильно выбирать эффективные и приемлемые в зависимости от ситуации способы действия;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- эффективность пользоваться способами преобразования;
- осознанно понимать и принимать задания, которые предлагаются для выполнения;
- принимать верные решения в сложных жизненных и иных ситуациях;
- оптимально распоряжаться собственным временем, организовывать собственное рабочее место;
- доводить начатое дело до логического конца.
Информационная компетентность:
- ориентироваться в многочисленных источниках информации, продуктивно работать с ними, вне зависимости от вида источника (книги, интернет и т.д.);
- правильно понимать значимость полученной информации для осуществления собственной деятельности;
- четко и логично задавать вопросы;
- адекватно оценивать собственное поведение, привычки и т.д.
Социально-коммуникативная компетентность:
- понимание эмоционального состояния окружающих;
- получение необходимой информации через общение;
- умение вести диалог, грамотно и логично излагать собственные мысли, выслушивать собеседников, проявлять уместные эмоции;
- отстаивание своего мнение, аргументировано оппонировать собеседнику;
- активное участие в делах коллектива, общества и государства;
- уважительное отношение к окружающим, стремление при необходимости прийти на помощь;
- умение гасить конфликты в самом начале их возникновения, спокойно реагировать на провокации.
Методы и технологии реализации компетентностного подхода в дошкольном образовании
Основные методы и технологии реализации компетентностного подхода, используемые в системе дошкольного образования:
- Технология метода проектов – направлена на формирование у воспитанников одновременно всех трех компетентностей. Основой технологии является познавательная деятельность детей, направленная на получение запланированного результата.
- Технология развивающих игр – предусматривает перестройку образовательной деятельности с традиционных занятий к познавательной игровой деятельности, которую организует воспитатель. Основой технологии является моделирование творческого процесса, протекающего в благоприятной психологической атмосфере, позволяющей ребенку раскрыться.
- Технология художественно-творческого развития – предусматривает использование в образовательном процессе творческого потенциала детей, выраженного в произведениях искусства (рисование, лепка, аппликация и т.д.).
- Технология элементарного детского экспериментирования – предусматривает проведение простых экспериментов, в совместной с педагогом деятельности (эксперименты с водой, песком и т.д.).
- Технология проблемного обучения – предполагает разработку и предложение детям определенной проблемной ситуации, которую они должны разрешить самостоятельно, либо совместно с педагогом. В процессе решения проблемы детьми раскрываются научные факты, теории и т.д., тем самым приобретаются новые знания и умения.
Таким образом, применяя в своей деятельности компетентностный подход, педагог прежде всего развивает личность, социализирует ребенка, формирует у него способность регулировать свои действия и умения рефлексировать то, что в свою очередь, будет являться основой его успешной адаптации к часто меняющимся условиям современной жизни.