Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Реализация компетентностного подхода в дошкольном образовании

Понятие и значение компетентностного подхода в дошкольном образовании

Определение 1

Компетентность – это обладание учащимся соответствующей компетенции, которая включает в себя его личностное отношение к ней и к предмету деятельности.

Компетентность является состоявшимся качеством личности, которое представляет собой совокупность качеств учащегося и минимальный практический опыт деятельности в определенной сфере.

Современные изменения в обществе, возрастающие потребности к личности человека и его качествам, не могут не отразиться на требованиях, предъявляемых к образованию. Изменения касаются всей системы образования, в том числе и ее первой ступени – дошкольного образования. В настоящее время значительно изменились взгляды на дошкольного детство и его значимость для успешного развития человека. Именно поэтому осуществляется постоянный поиск инновационных методик и технологий, способных обеспечить формирование и развитие у детей фундаментальных компетенций личности. В связи с чем, организация эффективного компетентностного подхода является одной из первоочередных задач ДОУ.

Замечание 1

Компетентностный подход в дошкольном образовании – это одна из приоритетных задач дошкольного образования, направленная на формирование у детей дошкольного возраста ключевых компетентностей личности.

Формирование ключевых компетентностей у детей дошкольного возраста в рамках ДОУ осуществляется посредством:

  • организации различных видов деятельности (совместной и самостоятельной, трудовой, игровой, исследовательской и т.д.);
  • организации разнообразных ситуаций, направленных на проживание ребенком и приобретение им необходимого практического и жизненного опыта;
  • организации ситуаций, направленных на успешную адаптацию ребенка в современном социуме.
Замечание 2

Таким образом, компетентностный подход в ДОУ отражает основные аспекты модернизации системы дошкольного образования.

«Реализация компетентностного подхода в дошкольном образовании» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Именно инновационные установки дошкольного образования формулируют следующие утверждения:

  1. Компетентностный подход – это проявление и обновление содержания дошкольного образования, в соответствии с изменениями социально-экономической реальности.
  2. Компетентностный подход является обобщенным условием способности человека успешно взаимодействовать с окружающими.
  3. Компетентностный подход – представляет собой одно из радикальных средств модернизации системы дошкольного образования.

Структура компетентностного подхода в дошкольном образовании

Структура компетентностного подхода дошкольного образования включает в себя следующие умения:

  1. Технологическая компетентность:

    • ориентироваться в новой или нестандартной обстановке (ситуации);
    • планировать собственную деятельность;
    • понимать и правильно выполнять необходимый алгоритм действий;
    • правильно выбирать эффективные и приемлемые в зависимости от ситуации способы действия;
    • устанавливать причинно-следственные связи;
    • эффективность пользоваться способами преобразования;
    • осознанно понимать и принимать задания, которые предлагаются для выполнения;
    • принимать верные решения в сложных жизненных и иных ситуациях;
    • оптимально распоряжаться собственным временем, организовывать собственное рабочее место;
    • доводить начатое дело до логического конца.
  2. Информационная компетентность:

    • ориентироваться в многочисленных источниках информации, продуктивно работать с ними, вне зависимости от вида источника (книги, интернет и т.д.);
    • правильно понимать значимость полученной информации для осуществления собственной деятельности;
    • четко и логично задавать вопросы;
    • адекватно оценивать собственное поведение, привычки и т.д.
  3. Социально-коммуникативная компетентность:

    • понимание эмоционального состояния окружающих;
    • получение необходимой информации через общение;
    • умение вести диалог, грамотно и логично излагать собственные мысли, выслушивать собеседников, проявлять уместные эмоции;
    • отстаивание своего мнение, аргументировано оппонировать собеседнику;
    • активное участие в делах коллектива, общества и государства;
    • уважительное отношение к окружающим, стремление при необходимости прийти на помощь;
    • умение гасить конфликты в самом начале их возникновения, спокойно реагировать на провокации.

Методы и технологии реализации компетентностного подхода в дошкольном образовании

Основные методы и технологии реализации компетентностного подхода, используемые в системе дошкольного образования:

  1. Технология метода проектов – направлена на формирование у воспитанников одновременно всех трех компетентностей. Основой технологии является познавательная деятельность детей, направленная на получение запланированного результата.
  2. Технология развивающих игр – предусматривает перестройку образовательной деятельности с традиционных занятий к познавательной игровой деятельности, которую организует воспитатель. Основой технологии является моделирование творческого процесса, протекающего в благоприятной психологической атмосфере, позволяющей ребенку раскрыться.
  3. Технология художественно-творческого развития – предусматривает использование в образовательном процессе творческого потенциала детей, выраженного в произведениях искусства (рисование, лепка, аппликация и т.д.).
  4. Технология элементарного детского экспериментирования – предусматривает проведение простых экспериментов, в совместной с педагогом деятельности (эксперименты с водой, песком и т.д.).
  5. Технология проблемного обучения – предполагает разработку и предложение детям определенной проблемной ситуации, которую они должны разрешить самостоятельно, либо совместно с педагогом. В процессе решения проблемы детьми раскрываются научные факты, теории и т.д., тем самым приобретаются новые знания и умения.
Замечание 3

Таким образом, применяя в своей деятельности компетентностный подход, педагог прежде всего развивает личность, социализирует ребенка, формирует у него способность регулировать свои действия и умения рефлексировать то, что в свою очередь, будет являться основой его успешной адаптации к часто меняющимся условиям современной жизни.

Дата последнего обновления статьи: 27.09.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot