Дополнительное образование детей (ДОД) – это разновидность организации образовательной деятельности, ориентированной на удовлетворение разносторонних потребностей детей в познании и развитии, совершенствовании своих интеллектуальных, физических, творческих навыков деятельности.
Дополнительное образование дает расширенные научные знания и практические навыки деятельности по разным направлениям, позволяя постичь те аспекты деятельности, те знания, творческие направления деятельности, которые не предусмотрены в образовательной программе учебного заведения.
Каждый ребенок имеет свои особые интересы и потребности в той или иной сфере деятельности, в различных направлениях творчества, искусства, спортивной и научно-исследовательской деятельности. Потому, требуется учет его индивидуальности в ходе обучения по дополнительным образовательным программам.
Построение индивидуального образовательного маршрута учащегося в условиях ДОД
Индивидуальный подход является ведущим принципом реализации обучения на современном этапе. Он не всегда полноценно реализуется, но образовательные программы ориентированы на учет индивидуальных потребностей и интересов каждого учащегося.
Рисунок 1. Индивидуальный подход. Индивидуальный подход
В системе дополнительного образования реализовать индивидуальный подход в обучении гораздо проще. Потому, ДОД обладает огромным потенциалом в индивидуализации образовательного процесса.
Система дополнительного образования функционирует на основании социального заказа, который выстраивается исходя из потребностей и интересов детей. Стандартов работы ДО не имеется, а потому, каждый ребенок может выбрать для себя ту образовательную программу, которая ему интересна и, которую он хочет освоить вне общеобразовательной программы.
Возможности ДОД в построении индивидуального образовательного маршрута ребенка сводятся к следующему:
- Уход от сложившейся репутации ребенка в учебном заведении. Ребенок может не успевать в усвоении образовательной программы школы, но обладать высоким уровнем знаний и навыков по конкретному направлению дополнительного образования.
- Сравнение успехов учащихся не с коллективом класса, а с их собственными достижениями на разных этапах обучения по программам ДО.
- Возможности применения нестандартных способов деятельности. Каждый ребенок может выбирать те методы и средства, которые он считает более подходящими, которые ему нравятся, которые позволяют ему достичь успехов, уходя от шаблонных методов школы.
- Отсутствие жестких требований к итогам деятельности ребенка на каждом занятии и в течение определенного временного промежутка. Имеется свобода в выбора темпа освоения образовательной программы.
- Наличие персонального взаимодействия педагога с обучающимися. Причем ему отводится большой временной период и значимость.
- Психолого-педагогическое сопровождение каждого ребенка в системе дополнительного образования.
Индивидуальный образовательный маршрут в системе дополнительного образования строится на основе соблюдения следующего условия: свобода выбора ребенком направлений и способов деятельности в предоставленных педагогом для этого условиях.
Ребенок занимает субъектную позицию в обучении и его деятельность проектируется, исходя из его жизненных целей, стремлений, взглядов, идей и потребностей.
Технология индивидуализации процесса дополнительного образования
Индивидуализация процесса дополнительного образования осуществляется в опоре на субъектно-ориентировочную технологию. Она направлена на обеспечение субъектной позиции каждого ребенка в образовательном процессе и ориентацию на его развитие в выбранном направлении.
Данная технология представляется ориентацией каждого ребенка на реализацию следующих направлений деятельности:
- Проведение ребенком самодиагностики. Он определяет себя, свои возможности, потребности, умения и неумения, знания и незнания.
- Проведение ребенком самоанализа. Он реализуется в ходе поиска ответов на вопросы о том, что помогает развитию в конкретном направлении, что мешает ему, каковы проблемы его развития и каковы пути их решения.
- Постановка целевого назначения образовательной деятельности. Ребенку требуется определить для чего ему развиваться в конкретной области деятельности.
- Самореализация ребенка. Она происходит путем самостоятельного принятия решений, совершения выбора и несения ответственности за него.
- Проведение учащимися самооценки. Она реализуется через сопоставления итогов своей деятельности, поставленным целям, определение причин ее успешности, видения недостатков и стремления их устранить.
- Самоутверждение учащегося. Оно связано с определением учащимся целесообразности, рациональности выбранного направления развития или же отказа от него и выбора нового, более интересного и желанного направления.
В дополнительном образовании создаются условия, которые ориентированы на прохождение учащимися каждого из этих направлений.
Данная технология включает в себя и показатели индивидуализации образовательной деятельности по конкретному направлению, которые выявляются в ходе подведения итогов обучения по программа дополнительного образования за конкретный временной промежуток. К таким показателям относятся:
- Степень удовлетворенности учащегося собой, своими успехами и своей деятельностью;
- Уровень реализации потребности учащегося к самоидентификации, самоопределению т.е. желания быть собой и проявлять свою индивидуальность;
- Уровень развития самоактуализации учащегося т.е. наличие потребности к расширению, углублению своих возможностей и их представлению окружающим;
- Наличие интереса к самопознанию и степень развитости потребности в нем;
- Проектирование программы самосовершенствования и саморазвития учащимся.
Таким образом, данная технология предполагает создание в учреждении дополнительного образования специальных условий, позволяющих реализовать индивидуальный образовательный подход с последующей оценкой его реализации на основании установленных показателей развития обучающегося.