Развивающая среда дошкольного образовательного учреждения - это система условий, обеспечивающих всю полноту развития личности ребенка.
Значение развивающей среды ДОУ
Современное дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) является тем местом, где ребенок получает свой первый опыт эмоционального взаимодействия со сверстниками и взрослыми, в разнообразных сферах деятельности. Основу организации образовательного процесса в ДОУ составляют эстетические, эргономические, а самое главное психолого-педагогические условия.
Развивающая среда ДОУ является той системой условий, которые обеспечивают всю полноту полноценного и всестороннего развития ребенка, в соответствии с его возрастными особенностями и потребностями.
ФГОС ДО, представляет основные государственные требования к педагогическим и психологически условиям воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду. Одним из ведущих требования являются требования, предъявляемые к организации развивающей среде ДОУ.
Таким образом, развивающая среда ДОУ – это комплекс эргономических, эстетических, материально-технических, психолого-педагогических, санитарно-гигиенических условий, направленных на обеспечение организации эффективного воспитательно-образовательного процесса.
Указанные условия должны удовлетворять все жизненно важные потребности ребенка, обеспечить ему безопасность и сохранение здоровья, жизни и эмоционального благополучия.
Организация развивающей среды ДОУ подчинена цели психологического благополучия нахождения ребенка в детском саду.
Используемые для организации детская мебель, игрушки, физкультурное оборудование, спортивный инвентарь и т.д., должны базироваться на основных научных принципах «эргономики детства». Требования к интерьеру группы детского сада являются не прихотью или роскошью, а являются важными условиями построения эффективной развивающей среды.
Обогащение практического опыта и развитие личности ребенка требуют от ДОУ максимально вариативного и гибкого использования группового пространства. Альтернативу строгой закрепленности уголков и зон группы или участка детского сада составляет их приспособленность к удовлетворению интересов и потребностей детей в соответствии с их возрастом. Дети при посещении детского сада должны чувствовать себя комфортно как в группе, так и на участке, иметь возможность свободно перемещаться в пространстве, иметь доступ к игрушкам и тем самым получать удовольствие от нахождения в ДОУ.
Таким образом, развивающая среда ДОУ направлена на создание благоприятных условий для обучения и воспитания каждого воспитанника в процессе его самостоятельной деятельности, а также посредством организации иных видов его развивающей активности.
Требования к организации развивающей среды ДОУ
Основные принципы и требования построения развивающей среды в ДОУ:
- Ориентация на организацию пространства, позволяющего осуществлять процесс общения ребенка и взрослого «глаза в глаза», что способствует установление оптимального контакта между воспитателем и воспитанниками.
- Реализация возможности проявления различных видов активности воспитанников, посредством пространственного окружения.
- Организация развивающей среды таким образом, чтобы ее можно было изменить в соответствии с меняющимися потребностями и возможностями воспитанников.
- Ориентация на «гибкое и комплексное зонирование», позволяющее организовать непересекающиеся зоны, позволяющие детям заниматься различными видами деятельности и при этом не мешать друг другу.
- Формирование эмоциогенной среды, направленной на обеспечение индивидуального комфорта для каждого воспитанника.
- Соблюдение эстетичности развивающей среды, посредством сочетания неординарных и привычных элементов.
- Ориентация среды на «закрытость – открытость», то есть готовности к корректировке, развитию, изменению.
- Учет гендерных особенностей воспитанников, предоставление детям возможности проявить и удовлетворить свои склонности, с общепринятыми нормами и эталонами поведения женщин и мужчин.
Помимо указанных требований и условий организации развивающей среды в ДОУ, имеется иной деятельностно-возратсной подход, разработанный и представленный С.Л. Новоселовой. Данный подход основан на актуальных представлениях предметного характера деятельности, ее значении в личностном и психическом развитии детей.
В соответствии с позицией С.Л. Новоселовой, развивающая среда должна создавать объективные условия для развития ребенка, его творческого потенциала, через свои свойства и содержание. Кроме того, развивающая среда должна служить целям психического развития воспитанников и быть ориентированной на зону ближайшего развития.
Таким образом, по мнению С.Л. Новоселовой, развивающая среда через свое содержание и свойства должна создавать все необходимые условия для развития ребенка, в соответствии с его возрастными возможностями и потребностями.
При организации развивающей среды, в соответствии с подходом С.Л. Новоселовой, необходимо обеспечивать единство природных и социальных средств деятельности воспитанников. С этой целью следует разнообразить развивающую среду такими элементами как:
- природно-экологические и архитектурно-ландшафтные объекты;
- художественные студии;
- спортивные и игровые площадки;
- крупногабаритные модули;
- тематические наборы пособий и игрушек;
- информационные и аудиовизуальные средства обучения и воспитания.
Организованная таким образом развивающая среда способствует свободному выбору детьми тех занятий, которые для них наиболее привлекательны и занимательны, чередовать их в течение дня, а воспитателю позволяет организовать продуктивный образовательный процесс, в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями воспитанников.