Внеклассная работа как способ творческого развития учащихся
Внеклассная работа – это разнообразная деятельность учащихся, реализуемая во внеучебный временной период и, ориентированная на всестороннее развитие их личностей.
К внеклассной работе относится и кружковая деятельность. Кружки формируются по различным направлениям деятельности. Каждый учащийся получает возможность выбрать тот вид деятельности, который ему интересен, в котором он испытывает потребность, который его привлекает.
Кружковая деятельность занимает важное место в образовательном процессе учебного заведения. Это обусловлено тем, что она ориентирована на общее развитие учащихся, раскрытие их творческого потенциала, развитие коммуникативных навыков, самореализацию, освоение основ самостоятельной деятельности, а также навыков коллективного творчества.
Кружковая деятельность, как средство развития творческих задатков личности, создает все необходимые условия для реализации потенциала ребенка. Она отличается гибкостью и разнообразием направлений и характеризуется следующими чертами:
- Знакомство учащихся с разными видами творчества и прикладного искусства.
- Разнообразие деятельности - каждый учащийся может выбрать что-то свое, близкое и интересное ему.
- Предоставление возможности учащимся проявить себя в разных видах деятельности, освоить различные навыки, приобрести знания, расширить кругозор.
- Развитие навыков коллективного взаимодействия.
- Расширение коммуникативных связей. Если в ходе учебной деятельности, учащиеся общаются с членами одного коллектива, т.е. своего класса, то участие в кружковой деятельности позволяет познакомиться с другими учащимися школы, найти новых друзей, со сходными интересами.
- Формирование основ профессионального самоопределения.
- Развитие творческой активности и креативного мышления.
- Формирование основ инициативности учащихся.
- Организация исследовательской деятельности, совместного творчества педагога с учащимися.
Таким образом, кружковая деятельность способствует общему развитию учащихся и активизирует основы их творческой деятельности.
Методы организации работы в школьном кружке
В кружковой работе применяются методы, способствующие активизации деятельности учащихся и носят практический характер. Именно такие методы позволяют раскрыть творческий потенциал учащихся и воздействуют на их творческие аспекты деятельности.
Методами кружковой работы являются:
- Репродуктивный метод. Он основан на демонстрации учащимся способов выполнения конкретного вида деятельности. Работа выполняется по конкретному алгоритму. Это позволяет освоить способы художественной деятельности, прикладного искусства и иных видов деятельности.
- Метод проблемного изложения. В его основе лежит объяснение чего-то через постановку проблемы, требующей разрешения. Дети учатся искать пути познавательной деятельности, использовать нестандартные подходы к решению задач, доходить по сути процессов и явлений, решать проблемные задачи. В основе их решения лежит развитие творческой активности учащихся.
- Метод исследований. Такая работа основано на применении своих знаний новыми способами, нестандартными путями. Это развивает творческое видение деятельности и формирует навыки применения творческого подхода в различных видах и направлениях деятельности.
- Метод проектов. Он основан на создании проекта и его представления. Проекты могут основываться на индивидуальной или групповой форме работы. Они учат навыкам планирования и презентации своей деятельности, применению творческих методов и приемов работы, а также формируют основы коллективной творческой деятельности.
- Метод коллективного творчества. Он основан на совместной работе учащихся по созданию нового продукта, наделенного какими-то уникальными свойствами. Учащиеся могут опираться на свое видение того или иного объекта, процесса или явления, создавая новый продукт, наделенный уникальными свойствами. Данный метод, как нельзя лучше, способствует активизации творческого начала личности.
- Метод конструирования. Он основан на создании готового продукта из определенных деталей, посредством выполнения последовательности действий и операций. Данный метод предполагает наличие технологической основы создания конкретного продукта с использование творческого видения вариантов его изготовления. Использование данного метода основано на творческом использовании учащимися, имеющихся у них знаний и навыков деятельности.
Творческая работа характеризуется такими чертами как:
- Своеобразие;
- Необычность;
- Уникальность;
- Романтизм;
- Образность;
- Наличие эмоционального отражения собственного видения мира;
- Богатство красок;
- Выразительность.
Это обуславливает развитие у детей, посещающих кружки, чувственного восприятия окружающего мира и позитивного отношения ко всем его объектам и процессам, способствует развитию творческой активности ребенка и позволяет ему быть свободным в своем выборе деятельности и вариантах ее реализации.
Условия эффективной организации кружковой работы
Чтобы кружковая деятельность приносила должный эффект - способствовала развитию творческих способностей учащихся и активизации их творческого потенциала, необходимо опираться на некоторые условия организации кружковой деятельности в учебном заведении:
- Добровольность посещения. Нельзя заставлять учащихся, особенно подросткового возраста, посещать тот или иной кружок. Посещение должно опираться на интерес учащегося к конкретной деятельности.
- Мотивация к деятельности. Необходимо использовать методы мотивации для привлечения подростков к кружковой деятельности т.е. развивать их желание и стремление в собственном самовыражении и саморазвитии.
- Рациональный временной период проведения кружковых занятий.
- Соответствие содержания творческой деятельности в кружке уровню развития учащихся конкретного возраста, их потенциальным способностям.
- Наличие материально-технического оснащения учебного заведения для организации кружковой деятельности.
- Наличие педагогических кадров, владеющих методикой организации конкретной деятельности, методами творческого развития.