Творческие способности – это навыки личности, совокупность ее знаний и умений, позволяющих создавать новые материальные и духовные блага.
Творческие способности предполагают имение у личности таких навыков, которые позволяют создавать продукты, характеризующиеся новизной, нестандартностью, оригинальностью, исключительными свойствами.
Творческие способности личности являются отражением ее индивидуальных качеств, позволяющих ей выполнять разнообразную творческую деятельность, достигая успеха в этой области и, снабжая общество качественными и полезными продуктами.
Такие способности целесообразно развивать с раннего детства, поскольку они являются социально значимыми в силу обеспечения общества новыми ценностями и благами.
Специфика развития творческого потенциала детей в младшем школьном возрасте
Дети младшего школьного возраста наиболее способны к развитию своего творческого потенциала и формированию различных творческих навыков. Именно этот возрастной период характеризуется сензитивностью к раскрытию творческих задатков, выявления талантов ребенка.
В дошкольном возрасте активизируется любознательность ребенка. Он стремится к познанию мира – природы и общества. Поэтому, важно создавать условия для этого познания, являющиеся предпосылкой формирования творческой ориентации дальнейшей деятельности ребенка.
Формирование творческих способностей у детей разных возрастов имеет свою специфику. Вообще, творческие способности выражаются и раскрываются у каждого человека по-разному. Кроме того, существует несколько их разновидностей:
- Элементарные способности – это качества, которые присущи всем представителям человеческого рода, раскрывающиеся примерно одинаково у каждой личности;
- Сложные способности – это качества, которые присущи всем представителям человеческого рода, но раскрывающиеся неодинаково;
- Специальные способности – это качества человека, которые присущи именно ему и, дающие возможность достигнуть успеха в определенном виде деятельности;
- Репродуктивные способности – это качества, позволяющие человеку легко усваивать теоретические знания и быстро обучаться различным видам деятельности.
Различные творческие способности рационально развивать в младшем школьном возрасте. Это обусловлено такими специфическими чертами их формирования:
- Свободность мыслительных процессов детей. в младшем школьном возрасте ребенок обладает полностью сформированным мышлением, которое является более свободным и гибким, по сравнению с мышлением в более старшем возрасте. это связано с тем, что ребенок еще не засорил свою сознание многочисленными общественными стереотипами и менее зависим от общественного мнения в своей деятельности;
- Фундаментом творческой деятельности является воображение. В младшем школьном возрасте оно является на пике своего развития. Ребенок много фантазирует и будет целесообразно развивать навыки претворения своих фантазий в жизнь;
- Дети способны выстраивать образы конечного результата своей деятельности и, образов, заменяющих деятельность;
- Необходимость непрерывного расширения запасов представлений ребенка. Воображение ребенка необходимо развивать и совершенствовать, достигая формирования более точных и устойчивых образов;
- Наличие оптимального количества знаний и формирование навыков критического мышления;
- Художественная деятельность помогает саморазвитию ребенка, раскрытию своей личности;
- Активизация психического и физиологического развития ребенка в этом возрасте.
Ведущие направления в развитии творческих способностей
В младшем школьном возрасте творческие способности развиваются в следующих основных направлениях:
- Развитие творческого воображения продуктивной ориентации т.е. образы, вырабатываемые детским воображением должны быть яркими, насыщенными, содержательными и направленными.
- Развитие мыслительного процесса таким образом, чтобы идеи ребенка были креативными. Иными словами, мышление ребенка должно носить системный характер, быть ассоциативным и диалектичным.
- Развитие навыков более полного и реального отображения окружающего мира, на базе имеющихся знаний.
Методы развития творческих навыков младших школьников
Эффективность развития творческих способностей ребенка определяется содержанием творческих заданий, которые предоставляются ему для выполнения. Такие задания имеют разную направленность и требуют применения разнородных знаний. Главное, чтобы ребенок имел возможность самостоятельно найти ответ или решение задачи, применяя знания и умения, которыми он наделен. Причем, предполагается такая постановка задания, требующая применения своих знаний в нестандартных ситуациях, в новых условиях, в исключительных случаях.
Успешное усвоение творческих способностей младших школьников, раскрытие их творческого потенциала возможно при использовании двух групп методов:
- Эвристические методы.
- Алгоритмические методы.
Применение данных методов должно быть реализовано в комплексе. Комплексное сочетание методов формирует создание системы творческих заданий, построенных на базе иерархии творческих методов, нацеленных на развитие познавательной деятельности ребенка, его созидания, преобразование и применение, ранее существующих объектов в новых условиях и новом качестве.
Такие творческие задания должны быть открытыми т.е. проблемная ситуация должна быть ясно выраженной, а ее условия должны отвечать тем методам творчества, которые избраны для применения в учебном процессе. Также, творческие задания должны иметь возможность решаться разными вариантами и быть сформированными с учетом возрастной специфики развития учащихся, их познавательного развития и уровня общего развития. Задания должны быть доступны для решения учащимися, но обязательно предполагать применения креативного подхода к решению.
Особенно тщательно нужно подходить к выбору содержания творческого задания. Оно должно быть основано на задачах активизации познавательных процессов учащихся. Как правило, процесс творчества в младшем школьном возрасте, не предполагает решения каких-то новых общественных проблем. Дети реализуют свои творческие способности на тех проблемах, которые уже разрешены социум, применяя новый подход к решению этой проблемы.
По возможности все дисциплины, изучаемых в младших классах, должны быть наполнены творческим содержанием.