Роль музыкального воспитания в творческом развитии личности
Музыкальное воспитание – это процесс развития музыкальных способностей, эстетического восприятия музыкального творчества, формирования музыкальных знаний и навыков.
Музыкальное воспитание является составным компонентом творческого развития личности, в его ходе происходит приобщение личности к искусству и культуре, народному музыкальному творчеству.
Данный вид воспитательной деятельности ориентирован на передачу знаний о музыке, ее истории и формирование опыта музыкальной деятельности у подрастающего поколения.
Начальное музыкальное образование имеет большое значение для общего развития личности учащегося, раскрытия его творческого потенциала, формирования основ этического и эстетического поведения.
Музыкальное воспитание в начальной школе направлено на:
- Развитие основ музыкальной культуры учащегося.
- Воспитание музыкального и эстетического вкуса.
- Развитие музыкальных способностей: пение, игра на музыкальных инструментах, восприятие мелодии на слух и т.д.
- Развитие эмоциональной сферы личности за счет формирования эмоционального отклика на музыкальные произведения.
- Воспитание интереса и потребности в искусстве, музыке, художественном творчестве.
- Формирование знаний о музыке и музыкальном творчестве, а также навыков их практического использования в повседневной жизнедеятельности.
Музыкальное воспитание в начальной школе необходимо потому, что оно активно воздействует на эмоциональную сферу личности. Это, в свою очередь, активизирует творческую деятельность детей. У них формируется мотивация к творческой деятельности: детям интересно петь песни, проигрывать образы героев музыкальных композиций, принимать участие в разных мероприятиях школы, выступая на них в роли артистов, поющих песни, танцующих и т.д.
Творческий потенциал ребенка младшего школьного возраста характеризуется эмоциональным откликом на различные впечатления. Поэтому музыка используется для формирования разных впечатлений, которые вызывают эмоциональный отклик и активизируют творческую направленность деятельности личности.
Творчество учащихся проявляется на уроках музыке в виде самостоятельных действий, связанных с восприятием, воспроизведением музыкальных композиций, созданием собственных музыкальных произведений и т.д.
Стадии творческого развития на уроках музыки
В ходе музыкального воспитания младших школьников их творческое развитие реализуется в течение нескольких стадий:
- Накопление впечатлений. Происходит знакомство с музыкальным творчеством, прослушивание разнообразных музыкальных композиций. Это формирует первые впечатления ребенка у музыке, восприятии разных музыкальных жанров и направлений.
- Музыкальные импровизации. Они связаны с воплощением впечатлений от музыкального творчества в художественном творчестве, выполнении ритмических движений под музыку, пропевании музыкальных композиций, совершении двигательных упражнений в такт музыки и т. д.
- Проявление музыкального творчество. Оно реализуется в ходе пения учащихся, совершения первых попыток игры на различных музыкальных инструментах.
- Сочинение. Оно связано с созданием музыкальных композиций, основанных на использовании воображения и собственного восприятия окружающего мира. Учащиеся могут создать свою мелодию, придумать песню. При этом, они еще не владеют полноценными знаниями в области правил написания музыки, верности нот и т.д. Они просто проявляют свой творческий потенциал, отражают свое творческое видение окружающего мира в музыкальном искусстве.
В ходе данных стадий творческого развития младших школьников музыкальными средствами, происходит формирование знаний учащихся о музыкальном творчестве, знакомство с принципами ритмической организации музыки, знакомство со звуками разной высоты и интенсивности, обучение сочинению простых музыкальных попевок, в которых отражается состояние учащегося, его эмоции и чувства, его восприятие того или иного объекта, явления окружающего мира, вырабатываются навыки совершения ритмичных движений, отвечающих характеру музыки.
Технологии музыкального воспитания, применяемые в начальной школе
На уроках музыке в начальной школе могут быть использованы следующие технологии, ориентированные на продуктивное музыкальное воспитание и творческое развитие младшего школьника:
- Технология формирования основ ассоциативного мышления. Данная технология связана со связью музыки с другими видами искусства: художественное творчество, литература, кино, театральная деятельность. Например, учащиеся могут выполнять зарисовки после прослушивания музыкальных произведений, отражая свое восприятие произведения, эмоции, вызванные им. Или же, осуществляется проигрывание сцен по мотивам музыкального произведения.
- Здоровьесберегающие технологии. Они ориентированы на снятие учебной нагрузки, расслабление учащихся средствами музыки. Дети прослушивают музыкальные композиции, поют песни. Хорошее воздействие на организм оказывает прослушивание классической музыки и пение веселых песен.
- Игровые технологии. Они связаны с применением дидактических средств на уроках, ориентированных на развитие музыкального познания, активизацию креативного мышления. В зависимости от темы учебного занятия могут быть использованы разные виды игр. В начале занятия для подготовке к работе актуально применение музыкальной разминки: исполнение песни, повторение ритма музыки за педагогом, совершение ритмических движений пальцами в такт музыке, отгадывание мелодии и демонстрация движений под музыку и т.д.
- Технология импровизации. Она основана на интерпретации песни, отрывка музыкального произведения на основании собственного видения учащегося. Он вносит свои эмоции в интерпретацию музыкальных произведений, а также, свой креативный взгляд на них.
- Технология творческих заданий. Она основана на использование разных заданий музыкальной направленности, содержащих творческий компонент т.е. учащимся предлагается изобразить действия животных или людей под музыку, совершать упражнения в такт музыки, танцевать, придумать мелодию, подходящую под конкретную ситуацию, угадать действие, которое совершается под конкретную мелодию и т.д.