Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Развитие социальной педагогики в России

Этапы становления и развития социальной педагогики как науки

Определение 1

Социальная педагогика – это отрасль педагогической науки, характеризующаяся самостоятельностью и, занимающаяся исследованием воспитательных процессов на всех этапах возрастного развития личности.

Посредством данного научного направления удается изучить влияние общества на воспитание и развитие личности и выявить приоритетные проблемы в организации воспитательного процесса и реализации воспитательного потенциала социума.

В качестве отдельной научной отрасли, социальная педагогика возникла относительно недавно. При этом она прошла несколько стадий своего исторического развития:

  1. этап. IX-XVI вв. – стадия начального становления и задатков развития социальной педагогики. В этот период получает развитие система благотворительности, которая рассматривается в качестве социальной работы. Разнообразные формы реализации благотворительных мероприятий, проявление милосердия и оказания помощи нуждающимся существовало на протяжении всего исторического развития государства. Совершение благотворительных мероприятий получило свое начало благодаря князю Владимиру. Им впервые были созданы учебные заведения, в которых предполагалось обучать представителей разных сословий. Воспитание и обучение считалось князем необходимым условием личностного развития. Далее, система обучения и воспитания получила свое развитие за счет деятельности церковных заведений. Кроме того, ими создавались монастыри, в которых находили приют разные категории граждан: нищие, сироты, обездоленные и др. Им оказывалась помощь в обучении, предоставлялся кров и питание.
  2. этап. С начала XVII в. до реформы 1861 г. – стадия развития благотворительной деятельности государства. В это время государство начинает активно открывать заведения социальной направленности. Начиная с 1706 года открывались разнообразные приюты, в которых держались младенцы, брошенные родителями или незаконнорожденные. Кроме того, получают развитие разнообразные общественные объединения, оказывающие различные услуги социальной направленности. Интересно, что в это время открывались учреждения для обучения слепых детей, глухих и детей с иными проблемами развития. Для детей, которым требуется особая помощь и уход была разработана качественная социальная политика.
  3. этап. С 60-х гг. XIX в. до начала XX века – активное развитие благотворительной деятельности частной направленности. Отдельные граждане начали финансировать различные социальные направления деятельности. Позднее отдельные граждане стали открывать благотворительные заведения разной направленности. Технологии благотворительной деятельности развивались более ускоренными темпами. Решался более широкий спектр задач и разнообразные социальные проблемы. Это положительно сказывалось на решении проблем с проституцией и наркоманией, оказании помощи сиротам, сокращении численности бродяг и нищих. Таким образом была сформирована сеть благотворительных заведений. Социальная деятельность активно развивалась и послужило толчком для становления социальной педагогики.
  4. этап. С 20-г годов до 80-х XX века – стадия развития Советского образования. В это время произошла полная ликвидация благотворительной деятельности, поскольку она не отвечала концепции социализма. Новшеством этой стадии развития стало формирование совосов – учреждений социального воспитания, которые занимались проблемами развития беспризорников, причин ее появления и развития. Активное развитие в это время получила педология. Она была ориентирована на теоретическое исследование ребенка, его проблем и особенностей развития и их практическое применение для развития качественной и продуктивной системы воспитания. Профессиональное обучение педагогов также шло активными темпами. Появились первые социальные педагоги, которые занимались организацией воспитательных процессов на основе учета влияния социума и динамики его развитие на становление и воспитание личности. Социальная педагога того периода достигла больших успехов в своем развитии.
  5. этап. С 1991 года и по настоящее время – современное развитие социальной педагогики. В этот период происходит официальное утверждение социальной педагогики в образовательной сфере.

Современный этап развития социальной педагогики

На сегодняшний день социальная педагогика развивается на основе тесного ее взаимодействия с другими научными дисциплинами. Многие теории и концепции иных наук находят активное практическое применение в социальной педагогике.

В настоящее время социальная педагогика базируется на следующих основных принципах:

  1. Опора воспитательной деятельности на ритмы жизнедеятельности личности. В этом случае, процесс воспитания учитывает возрастную специфику развития человека, его циклы дыхания, формирования ритмов пульса. Воспитание опирается на эти ритмы и их цикличность;
  2. Учет авторитета педагога в процессе формирования воспитательных мероприятий;
  3. Воспитание на основе свободы. Такое воспитание исключает или же ликвидирует страх у детей, что позволяет им нормально и активно развиваться;
  4. Акцент на всестороннее развитие личности. В процессе воспитания необходимо уделять равное внимание интеллектуальной стороне, мыслительным процессам, нравственным качествам и духовным свойствам, а также эмоциональной и чувственной стороне развития личности;
  5. Построение воспитания на основе построения системы сотрудничества с природной сферой, родителями учащихся, педагогическим коллективом, сторонними организациями, воздействующими на учебное учреждение.
Дата последнего обновления статьи: 14.11.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot