Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Развитие самоуправления в начальной школе как средство повышения качества гражданского воспитания

Воспитание гражданственности в современной школе

Определение 1

Гражданское воспитание – это воспитание гражданина страны. Оно предполагает развитие гражданственности и формирование у детей гражданской позиции.

Проблема гражданского воспитания подрастающего поколения остро стоит перед современным обществом.

Воспитание гражданской позиции у учащихся начальной школы является первостепенной задачей обучения, на которую должны обратить внимание педагоги, родители, общественные объединения и иные лица и организации, заинтересованные в успешности образования подрастающего поколения.

В настоящее время стране необходимы:

  1. Граждане, несущие ответственность за судьбу своей страны, ее развитие и занимаемое место на мировой арене;
  2. Личности, наделенные гражданской позиции, позволяющей им принимать ответственные решения, выполнять свои гражданские обязательства, отвечать за свои действия и поступки.

Школьное самоуправление является ведущим фактором воспитания гражданственности детей. Оно позволяет организовать объединения учащихся, способствующие получению ими демократического опыта координирования и регулирования процессов обучения и воспитания. Посредством самоуправления дети получают возможности всестороннего развития во многих областях жизнедеятельности.

В этой связи, учащиеся активно внедряются в деятельность, которая несет пользу для общества, является позитивной и значимой для страны в целом и ее граждан в частности. Дети обучаются порядку управленческого процесса в обществе, выполняют практические действия в обучении и воспитании собственной личности, выстраивать систему управления коллективами, знакомятся с демократическими принципами управленческого процесса.

Такая деятельность реализуется в следующих направлениях:

  1. Развитие у учащихся младших классов элементарных управленческих навыков. Дети обучаются управлению малыми коллективами, которые имеют определенные проблемы, требующие разрешения или оказания помощи в поиске решения проблем;
  2. Знакомство детей с фундаментом построения демократических отношений в социальной сфере;
  3. Обеспечение среды, дающей детям возможность реализовывать свои потребности и интересы;
  4. Создание системы взаимоотношений и взаимодействия школы с внешними молодежными объединениями, детскими коллективами, творческими объединениями;
  5. Создание условий в стенах школьного учреждения, способствующих развитию самостоятельности, выражению себя, самоутверждению, саморазвитию в различных направлениях деятельности;
  6. Творческое развитие учащихся, способствование раскрытию талантов учащихся и их практическому применению;
  7. Привлечение максимального количества учащихся к самостоятельному управлению, участию в делах школы и организации ее жизнедеятельности.
«Развитие самоуправления в начальной школе как средство повышения качества гражданского воспитания» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Замечание 1

Гражданское воспитание необходимо начинать с самого начала обучения в школе. Поэтому, ему уделяется огромное внимание в младших классах.

Гражданское воспитание позволяет сформировать чувство ответственности за свои действия и поступки. Оно позволяет упростить процесс социализации личности и выработать ее гражданскую позицию. В ходе гражданского воспитания, дети знакомятся с правовым и противоправным поведением. Его азы формируются в ходе выполнения управленческих действий учащимися.

В процессе управленческой деятельности формируется гражданская позиция учащихся и происходит привитие основ экологической культуры, развиваются патриотические качества ребенка.

Методы развития ученического самоуправления. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Методы развития ученического самоуправления. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Структура школьного самоуправления

Самоуправление в школе реализуется на следующих уровнях.

Самоуправление на уровне класса. Оно предполагает создание специальных органов, реализующих управленческую деятельность в классе учащихся. Для этого предполагается применение методов создания организационных поручений для учащихся, а также органов самоуправления класса, носящих временный характер, чтобы обучать всех учащихся основам управленческого мастерства. В классах выделяются лидеры, как правило, временные, которые позволяют освоить методы управления коллективом, помогают развить лидерские качества, развить чувство ответственности учащихся перед обществом. Такое самоуправление организуется путем деления класса на несколько групп, в каждой из которых назначается лидер, а педагог назначает в классе старосту, делегируя ему свои полномочия, связанные с контролем за посещаемостью учащихся, назначением дежурств, размещением учащихся в классе, информационным оповещением. В классе назначается орган самоуправления. Он представлен классным собранием, которое осуществляет реализацию основных направлений классной жизни, разрабатывает план деятельности на четверть, контролирует деятельность малых групп класса и каждого учащегося в отдельности, помогает в решение классных проблем и задач. У учащихся формируются навыки управления и подчинения, воспитывается чувство коллективизма, формируются навыки верного отношения к критике в свой адрес, что позволяет развить умения коллективной работы, организовать систему коллективного взаимодействия и создать условия для проявления себя и своих способностей.

Самоуправление на уровне школы. Оно реализуется путем создания органов ученического самоуправления в учебном заведении, которые обеспечивают порядок и дисциплину в школе, способствуют профилактике конфликтов, способствуют защите интересов учащихся. В ходе школьного самоуправления происходит развитие навыков построения социальных контактов у учащихся, развивается коллективная дисциплина, интересы отдельной личности соотносятся с интересами общества т.е. школьного учреждения. Организация школьной системы самоуправления происходит на основании привлечения всего педагогического коллектива. Ответственность за данную систему управления возлагается на органы управления учебным учреждением. Они составляют стратегию воспитательной деятельности в школе и программу развития ученического самоуправления. Управление учащихся формируется на базе диагностирования лидерских качеств, создание психологической поддержки активистов системы школьного самоуправления. Принятие участие в системе школьного самоуправления способствует формированию гражданской позиции у учащихся, развивает ценностное отношение к собственной личности и другим гражданам, развивает навыки социального поведения, повышает социальную компетентность и развивает стремление действовать в интересах общества и государства.

Структура школьного самоуправления. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Структура школьного самоуправления. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Дата последнего обновления статьи: 06.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot