Сущность самооценки
Самооценка – это субъективное оценивание индивидом себя и собственных качеств, чувств, достоинств и недостатков.
Самооценка позволяет выявить оценочное отношение человека к самому себе, своему характеру, внешности, речи и пр. Человек выступает для самого себя в качестве особого объекта познания. Познание самого себя включается в широкую систему познания внешнего мира и осуществляется в непрерывном воздействии мира на человека.
Самооценка непосредственно связана со всеми проявлениями психической жизни людей. К основным средствам самооценки относят: самонаблюдение, самоанализ, самоотчет и сравнение. На основании этого личности сама может оценить себя, собственные возможности, качества, место в обществе, а также достигнутые результаты в различных сферах жизни, взаимоотношения с людьми.
На самооценку оказывает воздействие развитость у индивида рефлексии, критичности и требовательности к самому себе и окружающим.
Самооценка является необходимым компонентом развития самосознания, то есть осознание человеком самого себя, своих физических сил и умственных способностей, поступков и целей своего поведения, собственного отношения к окружающим, другим людям и самому себе.
Самооценка выполняет ряд функций:
- регуляторную – на основании самооценки делается личностный выбор, решаются вытекающие из него задачи;
- защитную – обеспечивает определенную стабильность и личностную независимость;
- развивающую – служащую толчком в дальнейшем саморазвитии;
- эмоциональную – предоставляет возможность почувствовать себя удовлетворенным собственной личностью и характерными качествами.
Самооценка имеет несколько уровней развития.
- Первый уровень – процессуально-ситуативный. Человек не устанавливает связей своих поступков и качеств личности. Он оценивает собственное «Я» только в соответствии с некоторыми непосредственными внешними результатами деятельности. Из-за того, что такие результаты не обязательно адекватны личностным возможностям индивида и могут обуславливаться стечением внешних обстоятельств, поэтому самооценка может быть необъективной.
- Второй уровень – качественно-ситуативный. Характеризуется установлением человеком прямолинейных связей собственных поступков с качествами, то есть совершение отдельного поступка отождествляют с наличием или отсутствием соответствующего набора качеств. Человек не может абстрагировать качество от поступка и не может осознать, что личностное качество будет выражено богаче и сложнее, а не отдельным поведенческим актом.
- Третий уровень – качественно-консервативный. Характеризуется разрешением прямолинейных, формальных связей поступков с качествами личности. Личностное качество может быть абстрагировано человеком от конкретного его поступка, выступая в его сознании в качестве самостоятельной объективной реальности. Иными словами, самооценка имеет тенденцию к консервативности и недостаточной объективности.
- Четвертый уровень – качественно-динамический. Характеризуется осознанием связей качеств личности и поступков. Преодолевается отрыв внутреннего мира от непосредственного поведения. Самооценка имеет тенденцию к объективности, являясь динамичной, соответствующей изменениям во внутреннем мире человека, отражая при этом реальный уровень личностного развития.
Уровни развития самооценки представляют последовательно восходящие и преемственно связанные между собой ступени ее генезиса. Они являются качественно специфичными. Генетически более ранние уровни самооценки в ходе ее становления в преобразованном виде включаются в структуру более поздних уровней, а этой многоступенчатостью высоких уровней самооценки обуславливается сложность характера и их функционирование.
Самооценка может быть адекватной, заниженной или завышенной. В одной и той же ситуации, люди, имеющие разную самооценку, будут вести себя абсолютно по-разному, будут предпринимать разные действия, оказывая этим разное воздействие на развитие событий.
Учебная деятельность как фактор развития самооценки младшего школьника
Учебная деятельность в начальной школе помогает интенсивно развивать теоретическое мышление, к основным компонентам которого относят содержательную абстракцию, обобщение, анализ, планирование и рефлексию. Учебная деятельность не может быть отождествлена с процессами учения и усвоения, включенными в другие виды деятельности.
Учебная деятельность – это тип деятельности, в результате которой происходит ряд изменений внутри самого ученика, включая формирование самооценки, которая может быть следующих видов:
- Дети с адекватным уровнем самооценки встречаются обычно в семьях, где родители уважительно относятся к детской личности, интересам ребенка, но внимание сочетают с требовательностью к соблюдению поведенческих норм.
- Заниженная самооценка у детей отмечается в распавшихся семьях, где родители уделяют мало внимания жизни своих детей, пренебрегая их интересами, мнением, в результате чего дети чувствуют незащищенность, неуверенность и одиночество.
- Завышенная самооценка формируется обычно в семьях, в которых ребенок является центром жизни, где его достоинства и недостатки оценивают одинаково положительно, а ребенка уверяют в его исключительности.
Сформированность адекватного уровня самооценки является метапредметным результатом, требующим определенной системы работы.
Важное условие развития самооценки у учеником младших классов – педагогическое взаимодействие с учениками, основанное на сотрудничестве и развивающей помощи, предполагающее отношение к младшему школьнику как самооценочной личности, уважение и принятие его индивидуального творческого проявление, побуждение к анализу своей деятельности, а также создание ситуации выбора в учебной деятельности.