Закономерности речевого развития ребенка раннего возраста
Речевое развитие – это процесс постепенного овладения языковыми средствами и навыками их применения в системе коммуникативного взаимодействия.
Развитие речи является постепенным процессом. Речь начинает свое формирование с раннего возраста и активно развивается в дошкольный возрастной период. Первые слова ребенок начинает произносить в годовалом возрасте. Постепенно словарный запас расширяется и усложняется и к концу раннего возраста ребенок владеет около 1500 слов. Естественно, что данная динамика развития является нормальной и оптимальной. У разных детей могут наблюдаться отклонения от данных показателей, причем, как в лучшую, так и в худшую сторону развития.
Следует отметить, что речевое развитие детей раннего возраста имеет ряд закономерностей. Ими являются:
- Необходимость воздействия на речевые процессы для их активизации. Иными словами, необходимо развить навык использования ребенком своего речевого аппарата.
- Отсутствие содержания речевой деятельности. Чтобы начать речевую деятельность, ребенку требуется накопление речевого содержания т.е. формирование словарного запаса и основ его использования.
- Незнание словесных форм речи на ранних этапах развития. Эти формы должны быть показаны ребенку и освоены им.
- Связь речевого аппарата с мышлением. В основе речевого развития лежат мыслительные операции.
- Развитие языка в условиях социального взаимодействия ребенка. А это требует установления социальных контактов ребенка т.е. его погружение в социум.
Данные закономерности обуславливают необходимость проведения специальных мероприятий, занятий с ребенком раннего возраста, ориентированных на его речевое развитие. И, в первую очередь, требуется приобщение ребенка к социальной среде и формирование основ взаимодействия с ней. Оно осуществляется в условиях дошкольной образовательной организации, которая создает специальные условия для общего развития ребенка и становление его речевой деятельности.
Условия речевого развития детей раннего возраста в ДОУ
Речевое развитие ребенка раннего возраста и его эффективность обусловлена созданием следующих условий в ДОУ:
- Создание среды, которая станет источником формирования опыта ребенка т.е. посредством использования ее компонентов будет реализовано познание окружающего мира, его объектов, процессов и явлений, установлены связи и зависимости между ними. Окружающая среда должна быть насыщенной, безопасной и ориентированной на установление взаимодействия между детьми, между ребенком и взрослым.
- Выбор оптимальных игр, ориентированных на развитие речевых функций ребенка. Каждая игра, используемая в воспитательном процессе должна быть словесно подкрепленной, стимулировать использование речи ребенком и расширять его словарный запас. Потому, каждая игра должна опираться на конкретную образовательную задачу своего использования и исключаться из образовательного процесса в случае неисполнения ею своей функциональной роли.
- Проведение занятий по развитию речи в интегрированной форме. Предполагается объединение разных видов детской деятельности на занятии с применение разных форм и методов ее реализации.
- Обязательное использование пальчиковой гимнастики на занятиях. Она может быть составным компонентом отдельного занятия, использоваться во время проведения физкультминуток или включаться в режимные моменты. При этом, форма ее организации должна носить веселый и увлекательный характер, возбуждая интерес младшего школьника.
- Создание благоприятной атмосферы в детском коллективе. Ребенку должно быть интересно среди сверстников, а также педагог должен вызывать у него доверие. Это стимулирует его желание к использованию речи для построения общения и взаимодействия в коллективе.
- Соблюдение распорядка дня. Оно очень важно потому, что так можно достичь совпадение требований и указаний воспитателя с потребностями ребенка т.е. его отправляют спать, когда он действительно уже утомился и хочет отдохнуть, а занятия проводят в период его активности.
- Учет уровня речевого развития каждого отдельного ребенка при организации речевых и иных занятий. Речь детей развивается неодинаково и это требует подбора вариативных заданий и упражнений для детей.
- Сопровождение всех действий воспитателя словами. Это должно быть реализовано в течение всего времени пребывания ребенка в ДОУ.
Создание уголка речевого развития в ясельных группах ДОУ
Важным компонентом предметно-развивающей среды ДОУ в группах раннего возраста является речевой уголок. Он может занимать небольшую площадь, но его наличие играет решающую роль в речевом развитии детей.
Уголок речевого развития включает в себя следующие компоненты:
- Разнообразные предметные и сюжетные картинки. Они рассматриваются детьми в процессе занятий, а также в периоды досуга. Изображения привлекают ребенка своей красочностью и совершенствуют его представления о мире, формируя у него опыт, вызывая различные эмоции и переживания. Все это активизирует речевую деятельность;
- Игры для развития словарного запаса ребенка;
- Игры для развития звуковой культуры речи. Это могут быть игры на нахождение пар, разделение объектов по размеру, расселение по домикам, одевание кукол и т.д.;
- Атрибуты для реализации пальчиковых игр. Актуально использование пальчикового театра. Он увлекает детей раннего возраста и делает процесс обучения более продуктивным;
- Игры для развития органов артикуляции;
- Логоритмические игры. Логоритмика предполагает речевое развитие через совершение разнообразных ритмических движений;
- Словесные дидактические игры;
- Детская литература: потешки, прибаутки, четверостишья. Они ориентированы на заучивание детьми.
Все эти компоненты стимулируют речевые функции и способствуют пониманию ребенком новых звуков и слов, а также усвоению способов их применения в различных речевых ситуациях.