Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Развитие речи детей раннего возраста в ДОУ

Закономерности речевого развития ребенка раннего возраста

Определение 1

Речевое развитие – это процесс постепенного овладения языковыми средствами и навыками их применения в системе коммуникативного взаимодействия.

Развитие речи является постепенным процессом. Речь начинает свое формирование с раннего возраста и активно развивается в дошкольный возрастной период. Первые слова ребенок начинает произносить в годовалом возрасте. Постепенно словарный запас расширяется и усложняется и к концу раннего возраста ребенок владеет около 1500 слов. Естественно, что данная динамика развития является нормальной и оптимальной. У разных детей могут наблюдаться отклонения от данных показателей, причем, как в лучшую, так и в худшую сторону развития.

Следует отметить, что речевое развитие детей раннего возраста имеет ряд закономерностей. Ими являются:

  • Необходимость воздействия на речевые процессы для их активизации. Иными словами, необходимо развить навык использования ребенком своего речевого аппарата.
  • Отсутствие содержания речевой деятельности. Чтобы начать речевую деятельность, ребенку требуется накопление речевого содержания т.е. формирование словарного запаса и основ его использования.
  • Незнание словесных форм речи на ранних этапах развития. Эти формы должны быть показаны ребенку и освоены им.
  • Связь речевого аппарата с мышлением. В основе речевого развития лежат мыслительные операции.
  • Развитие языка в условиях социального взаимодействия ребенка. А это требует установления социальных контактов ребенка т.е. его погружение в социум.

Данные закономерности обуславливают необходимость проведения специальных мероприятий, занятий с ребенком раннего возраста, ориентированных на его речевое развитие. И, в первую очередь, требуется приобщение ребенка к социальной среде и формирование основ взаимодействия с ней. Оно осуществляется в условиях дошкольной образовательной организации, которая создает специальные условия для общего развития ребенка и становление его речевой деятельности.

«Развитие речи детей раннего возраста в ДОУ» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Условия речевого развития детей раннего возраста в ДОУ

Речевое развитие ребенка раннего возраста и его эффективность обусловлена созданием следующих условий в ДОУ:

  1. Создание среды, которая станет источником формирования опыта ребенка т.е. посредством использования ее компонентов будет реализовано познание окружающего мира, его объектов, процессов и явлений, установлены связи и зависимости между ними. Окружающая среда должна быть насыщенной, безопасной и ориентированной на установление взаимодействия между детьми, между ребенком и взрослым.
  2. Выбор оптимальных игр, ориентированных на развитие речевых функций ребенка. Каждая игра, используемая в воспитательном процессе должна быть словесно подкрепленной, стимулировать использование речи ребенком и расширять его словарный запас. Потому, каждая игра должна опираться на конкретную образовательную задачу своего использования и исключаться из образовательного процесса в случае неисполнения ею своей функциональной роли.
  3. Проведение занятий по развитию речи в интегрированной форме. Предполагается объединение разных видов детской деятельности на занятии с применение разных форм и методов ее реализации.
  4. Обязательное использование пальчиковой гимнастики на занятиях. Она может быть составным компонентом отдельного занятия, использоваться во время проведения физкультминуток или включаться в режимные моменты. При этом, форма ее организации должна носить веселый и увлекательный характер, возбуждая интерес младшего школьника.
  5. Создание благоприятной атмосферы в детском коллективе. Ребенку должно быть интересно среди сверстников, а также педагог должен вызывать у него доверие. Это стимулирует его желание к использованию речи для построения общения и взаимодействия в коллективе.
  6. Соблюдение распорядка дня. Оно очень важно потому, что так можно достичь совпадение требований и указаний воспитателя с потребностями ребенка т.е. его отправляют спать, когда он действительно уже утомился и хочет отдохнуть, а занятия проводят в период его активности.
  7. Учет уровня речевого развития каждого отдельного ребенка при организации речевых и иных занятий. Речь детей развивается неодинаково и это требует подбора вариативных заданий и упражнений для детей.
  8. Сопровождение всех действий воспитателя словами. Это должно быть реализовано в течение всего времени пребывания ребенка в ДОУ.

Создание уголка речевого развития в ясельных группах ДОУ

Важным компонентом предметно-развивающей среды ДОУ в группах раннего возраста является речевой уголок. Он может занимать небольшую площадь, но его наличие играет решающую роль в речевом развитии детей.

Уголок речевого развития включает в себя следующие компоненты:

  1. Разнообразные предметные и сюжетные картинки. Они рассматриваются детьми в процессе занятий, а также в периоды досуга. Изображения привлекают ребенка своей красочностью и совершенствуют его представления о мире, формируя у него опыт, вызывая различные эмоции и переживания. Все это активизирует речевую деятельность;
  2. Игры для развития словарного запаса ребенка;
  3. Игры для развития звуковой культуры речи. Это могут быть игры на нахождение пар, разделение объектов по размеру, расселение по домикам, одевание кукол и т.д.;
  4. Атрибуты для реализации пальчиковых игр. Актуально использование пальчикового театра. Он увлекает детей раннего возраста и делает процесс обучения более продуктивным;
  5. Игры для развития органов артикуляции;
  6. Логоритмические игры. Логоритмика предполагает речевое развитие через совершение разнообразных ритмических движений;
  7. Словесные дидактические игры;
  8. Детская литература: потешки, прибаутки, четверостишья. Они ориентированы на заучивание детьми.

Все эти компоненты стимулируют речевые функции и способствуют пониманию ребенком новых звуков и слов, а также усвоению способов их применения в различных речевых ситуациях.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 30.10.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot