Освоение иностранного языка является важным компонентом развития учащегося. Обучение иностранным языкам входит в программу любого образовательного заведения. Это обусловлено их стремлением в предоставлении качественного образования, ориентированного на удовлетворение актуальных социальных потребностей и реализацию личностных интересов учащихся.
Целевым назначением обучения иностранным языкам является формирование у учащихся иноязычных компетентностей в коммуникативной сфере, развитие навыков межкультурного взаимодействия, формирование контактов с иностранными гражданами.
Овладение иностранным языком имеет важное развивающее значение. В этой связи, необходимо заинтересовать учащихся к познанию иностранных языков.
Рисунок 1. Характеристики познавательной активности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Условия активизации познавательной работы учащихся
Эффективное освоение любого направления деятельности, любого учебного курса и дисциплины возможно при развитии мотивации к ее освоению.
Познавательная активность отражает навыки самоорганизации и самореализации учащихся в процессе обучения. Ее развитие является результатом трудовой деятельности педагога.
Поскольку, иностранный язык имеет принципиальное отличие от иных дисциплин образовательной программы, то и активизация познавательной работы на уроках иностранных языков имеет свои особенности.
Иностранный язык является средством построения коммуникативных связей между учащимся и носителем данного языка. Только посредством владения иностранным языком, учащийся может без труда сформировать коммуникативные связи с иностранными гражданами, выразить свои мысли и сформулировать их в иностранной речи.
К основным условиям активизации познавательной работы учащихся на уроках иностранного языка относятся следующие:
- Обеспечение учащихся необходимым инструментарием для развития творческого потенциала, творческого мышления, которое лежит в основе освоения иностранного языка.
- Применение системы комплексного воздействия на мотивацию, эмоциональное развитие, волю и когнитивную сторону личностного развития учащихся. Это необходимо для освоения навыков мыслительной деятельности, активизации работы мышления, памяти и проявление познавательного интереса.
- Активизация работы разноуровневого и разностороннего мышления. Мышление не должно ограничиваться только восприятием большого объема информационных данных. Важную роль в освоении иностранных языков играет критическое мышление. Учащиеся должны усвоить, что имеют право на собственные взгляды и суждения, а также признавать факт наличия иных взглядов и точек зрения, которые необходимо рассматривать, анализировать их целесообразность и принимать.
- Учет возрастного этапа развития учащихся. В зависимости от того, на каком уровне школьного обучения проводится освоение дисциплины «иностранный язык» необходимо подбирать содержание обучения, соответствующие методы и приемы обучения, позволяющие активизировать творческое мышление и создать условия для усвоения учебного материала.
- Учет индивидуальной специфики развития учащихся. Хорошо, если иностранный язык преподается в условиях дифференциации группового и индивидуального обучения. Развитие познавательной потребности не является постоянным параметром. Она может быть активно развитой у одного учащегося и недостаточно развитой у другого, в силу особенностей функционирования его психических процессов.
- Содержание учебной дисциплины должно способствовать развитию познавательной активности. Для этого учебная информация должна быть мотивирована жизненным смыслом и носить личностное значение для учащегося.
- Целевым назначением освоения языка должны служить цели, которые интересны учащимся, чтобы они стремились к их достижению. Поэтому, педагогу необходимо тщательно подбирать способы формулирования целей. Цели должны иметь реально возможный, видимый в будущем итог, являющийся привлекательным для школьников.
Использование игровых форм обучения на уроках иностранного языка
Развитие познавательной активности на уроках иностранного языка возможно при использовании игровых методов и форм обучения. Креативные уроки и создание нестандартной обстановки на учебном занятии активизирует стремление к познанию и учению.
Успешное овладение языком возможно тогда, как у учащихся развита жажда познания. Интересное, увлекательное, пусть даже веселое занятие будет способствовать активизации учебной деятельности учащихся.
Применение игр в обучении иностранным языкам помогает детям в устранении стеснения, преодолении психологического барьера, устраняет дискомфорт на учебном занятии. Игра – повышает веру учащегося в свои силы и умения.
Игровые методы обучения на занятиях по иностранному языку используются для:
- Освоения грамматического строя языка;
- Расширения объема иностранной лексики;
- Освоения образцов речевого строя;
- Освоения разговорной иностранной речи;
- Развития конкретных речевых умений;
- Активизации запоминания иностранных слов и фраз;
- Развития навыков общения на иностранном языке.
Игровая форма занятия выступает ситуативно-вариативным упражнением. На уроках иностранного языка, такое упражнение актуально использовать для многократного повторения лексики, фраз на иностранном языке, приближая их к максимально реальному образцу иностранного общения: подражание эмоциональности иностранной речи, ее выразительности, интонации.
Игровая деятельность на уроках иностранного языка активизирует не только познавательную активность учащихся, но и способствует развитию психологической готовности детей к общению на иностранном языке, а также готовит к спонтанному использованию иностранной речи и ситуативному общению.
На уроках иностранного языка используются различные виды игр. Игры могут быть творческого характера, сюжетные, ролевые, игры-тренинги, игры-упражнения, игры-манипуляции. Их выбор зависит от конкретного целевого назначения учебного занятия, возраста обучающихся.