Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Развитие познавательного интереса младших школьников посредством проектной деятельности

Определение 1

Проектная деятельность – это деятельность по решению конкретной задачи, имеющая творческую направленность и ориентацию на достижение определенного результата.

Проектная деятельность. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Проектная деятельность. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Проектная деятельность связана с организацией деятельности учащегося, направленной на его творческое развитие, формирование навыков самостоятельного познания, мотивацию к познанию, сбалансированное развитие учащегося, его свойств личности и познавательных возможностей.

Данная деятельность относится к современным методам обучения. Она мотивирует к познанию и развитию и делает учащегося полноценным субъектом образовательной деятельности.

Проектная деятельность как средство развития мотивации к познанию

Потенциал проектной деятельности в области развития познавательного интереса учащихся огромен.

В первую очередь проекты применяются в обучении в качестве средства познавательной мотивации. Их применение повышает интерес к учебной дисциплине, направлению деятельности и познавательной работе в общем.

Применение проектной деятельности в качестве средства познавательной мотивации обусловлено следующими аспектами:

  1. Максимальная вовлеченность учащихся в конкретную работу. Проекты требуют проявления учащимися активности, использования своих знаний и навыков для достижения конкретной цели. Это повышает интерес к деятельности и формирует заинтересованность в познавательной деятельности.
  2. Творческая направленность проектной деятельности стимулирует развитие интереса к ней. По сути, проект – это творческая деятельность учащихся. Она требует от учащихся проведения самостоятельных опытов, экспериментов, исследований, работы с информацией. Все это развивает навыки самостоятельного познания и формирует интерес к нему.
  3. Формирование коммуникативных навыков. Коммуникативное развитие в ходе проектной деятельности, также, стимулирует к познанию. Учащимся становится интересна работа в коллективе, совместное творчество, общение, взаимодействие.
  4. Объединение педагога и учащихся. В младшем школьном возрасте проектная деятельность связана с тесным сотрудничеством педагога и учащихся. Это делает педагога другом, вырабатывает у учащихся доверительное отношение к нему. Это мотивирует к посещению учебного заведения и познавательной работе.
  5. Удовлетворение любознательности учащегося. Проекты помогают изучить окружающий мир, его отдельные аспекты, постичь что-то новое и интересное.
  6. Развитие инициативности учащегося. Инициатива состоит из познавательного аспекта деятельности. Решая различные проектные задачи учащийся проявляет познавательную инициативу.
«Развитие познавательного интереса младших школьников посредством проектной деятельности» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Особенности реализации проектной деятельности в начальной школе

В начальной школе проектная деятельность характеризуется следующими особенностями:

  1. Познавательная работа, реализуемая в ходе проектов, приобретает характер поисковой. Учащиеся ищут новое знание, выполняют целенаправленную работу по его поиску;
  2. Формирование продуктивных форм мышления в ходе проектной деятельности;
  3. Поэтапная реализация работы по получению конкретного результата;
  4. Сопровождение взрослого проектной деятельности: помощь, поддержка, поддержание инициативы, сохранение права выбора и предоставление возможностей для самовыражения;
  5. Применение проектной деятельности в качестве опыта трудовой деятельности учащегося и формирования навыков проведения исследований.

Данные особенности проектной деятельности обуславливают особый алгоритм ее реализации.

Алгоритм реализации проектной деятельности для развития познавательного интереса учащихся

Проектная деятельность в начальной школе, направленная на формирование познавательной заинтересованности учащихся реализуется по следующему алгоритму:

  1. Первый этап – подготовительная работа. Она связана с постановкой учащимися и педагогом конкретной задачи, проблемы, требующей разрешения. Данная проблема должна удовлетворять интересам и потребностям обеих сторон. Педагог помогает в постановке проблемы, задавая учащимся наводящие вопросы. Затем проблема формулируется и утверждается. Исходя их поставленной проблемы определяются цели проектной деятельности. Они формулируются учащимися и корректируются педагогом.
  2. Этап планирования. Он предполагает работу учащихся по составлению плана своей дальнейшей деятельности, направленной на решение конкретной проблемы и достижение, поставленных целей. Здесь определяются формы и методы работы, источники информации, средства.
  3. Этап исполнения. Он связан с исполнением проекта по составленному плану. На данном этапе происходит групповая работа. Если проект носит индивидуальный характер, то осуществляется консультирование педагогом конкретного учащегося по вопросам реализации проекта.
  4. Этап презентации. Он связан с представлением итогов своей проектной деятельности. Это может быть создание какого-то продукта, получение результатов при проведенном исследовании. Педагог становится зрителем и наблюдает за представлением учащимися/мся итогов своей деятельности.
  5. Этап рефлексии. Он связан с подведением итогов реализации проекта: выявление проблемных моментов, обсуждением хода работы, конкретных действий, вариантов возможного развития событий и т.д. Также, дается оценка результатов работы. Причем, учащиеся самостоятельно оценивают свою работу и работы других.

Познавательная работа является подготовительным этапом реализации проектной деятельности. без определенных знаний невозможно создать проект. Потому, познавательная и проектная деятельность тесно связаны. Они взаимозависимы и взаимообусловлены.

Практические навыки, исследовательский азарт, мастерство планирования и навыки работы с различного рода информацией, активно работающие в ходе проектной деятельности являются важными предпосылками формирования познавательной заинтересованности учащихся начальной школы.

Дата последнего обновления статьи: 21.07.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot