Проектная деятельность – это деятельность по решению конкретной задачи, имеющая творческую направленность и ориентацию на достижение определенного результата.
Рисунок 1. Проектная деятельность. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Проектная деятельность связана с организацией деятельности учащегося, направленной на его творческое развитие, формирование навыков самостоятельного познания, мотивацию к познанию, сбалансированное развитие учащегося, его свойств личности и познавательных возможностей.
Данная деятельность относится к современным методам обучения. Она мотивирует к познанию и развитию и делает учащегося полноценным субъектом образовательной деятельности.
Проектная деятельность как средство развития мотивации к познанию
Потенциал проектной деятельности в области развития познавательного интереса учащихся огромен.
В первую очередь проекты применяются в обучении в качестве средства познавательной мотивации. Их применение повышает интерес к учебной дисциплине, направлению деятельности и познавательной работе в общем.
Применение проектной деятельности в качестве средства познавательной мотивации обусловлено следующими аспектами:
- Максимальная вовлеченность учащихся в конкретную работу. Проекты требуют проявления учащимися активности, использования своих знаний и навыков для достижения конкретной цели. Это повышает интерес к деятельности и формирует заинтересованность в познавательной деятельности.
- Творческая направленность проектной деятельности стимулирует развитие интереса к ней. По сути, проект – это творческая деятельность учащихся. Она требует от учащихся проведения самостоятельных опытов, экспериментов, исследований, работы с информацией. Все это развивает навыки самостоятельного познания и формирует интерес к нему.
- Формирование коммуникативных навыков. Коммуникативное развитие в ходе проектной деятельности, также, стимулирует к познанию. Учащимся становится интересна работа в коллективе, совместное творчество, общение, взаимодействие.
- Объединение педагога и учащихся. В младшем школьном возрасте проектная деятельность связана с тесным сотрудничеством педагога и учащихся. Это делает педагога другом, вырабатывает у учащихся доверительное отношение к нему. Это мотивирует к посещению учебного заведения и познавательной работе.
- Удовлетворение любознательности учащегося. Проекты помогают изучить окружающий мир, его отдельные аспекты, постичь что-то новое и интересное.
- Развитие инициативности учащегося. Инициатива состоит из познавательного аспекта деятельности. Решая различные проектные задачи учащийся проявляет познавательную инициативу.
Особенности реализации проектной деятельности в начальной школе
В начальной школе проектная деятельность характеризуется следующими особенностями:
- Познавательная работа, реализуемая в ходе проектов, приобретает характер поисковой. Учащиеся ищут новое знание, выполняют целенаправленную работу по его поиску;
- Формирование продуктивных форм мышления в ходе проектной деятельности;
- Поэтапная реализация работы по получению конкретного результата;
- Сопровождение взрослого проектной деятельности: помощь, поддержка, поддержание инициативы, сохранение права выбора и предоставление возможностей для самовыражения;
- Применение проектной деятельности в качестве опыта трудовой деятельности учащегося и формирования навыков проведения исследований.
Данные особенности проектной деятельности обуславливают особый алгоритм ее реализации.
Алгоритм реализации проектной деятельности для развития познавательного интереса учащихся
Проектная деятельность в начальной школе, направленная на формирование познавательной заинтересованности учащихся реализуется по следующему алгоритму:
- Первый этап – подготовительная работа. Она связана с постановкой учащимися и педагогом конкретной задачи, проблемы, требующей разрешения. Данная проблема должна удовлетворять интересам и потребностям обеих сторон. Педагог помогает в постановке проблемы, задавая учащимся наводящие вопросы. Затем проблема формулируется и утверждается. Исходя их поставленной проблемы определяются цели проектной деятельности. Они формулируются учащимися и корректируются педагогом.
- Этап планирования. Он предполагает работу учащихся по составлению плана своей дальнейшей деятельности, направленной на решение конкретной проблемы и достижение, поставленных целей. Здесь определяются формы и методы работы, источники информации, средства.
- Этап исполнения. Он связан с исполнением проекта по составленному плану. На данном этапе происходит групповая работа. Если проект носит индивидуальный характер, то осуществляется консультирование педагогом конкретного учащегося по вопросам реализации проекта.
- Этап презентации. Он связан с представлением итогов своей проектной деятельности. Это может быть создание какого-то продукта, получение результатов при проведенном исследовании. Педагог становится зрителем и наблюдает за представлением учащимися/мся итогов своей деятельности.
- Этап рефлексии. Он связан с подведением итогов реализации проекта: выявление проблемных моментов, обсуждением хода работы, конкретных действий, вариантов возможного развития событий и т.д. Также, дается оценка результатов работы. Причем, учащиеся самостоятельно оценивают свою работу и работы других.
Познавательная работа является подготовительным этапом реализации проектной деятельности. без определенных знаний невозможно создать проект. Потому, познавательная и проектная деятельность тесно связаны. Они взаимозависимы и взаимообусловлены.
Практические навыки, исследовательский азарт, мастерство планирования и навыки работы с различного рода информацией, активно работающие в ходе проектной деятельности являются важными предпосылками формирования познавательной заинтересованности учащихся начальной школы.