Особенности развития логического мышления у детей дошкольного возраста
Логическое мышление – это цепь мыслительных операций, отражающая взаимодействие и связи между рассматриваемыми объектами, процессами и явлениями.
Логическое мышление позволяет человеку делать выводы и умозаключения, решать различные задачи. Уровень его развития напрямую зависит от возраста ребенка.
Если рассматривать дошкольный возраст, то стоит отметить три этапа развития логического мышления:
- Младший дошкольный возраст. В этот период преобладает форма наглядно-образного логического мышления. Дети могут выявлять и определять некоторые отношения и взаимосвязи между объектами, носящие скрытый характер. Но это касается только конкретных связей и отношений, а не любых из них.
- Средний дошкольный возраст. Происходит развитие образного внимания и восприятия. Посредством элементарных схем дети обучаются решать простые задачи. Это развивает образное мышление, активизирует работу памяти, развивает восприятие и ощущение, углубляет процесс познания.
- Старший дошкольный возраст. В это время происходит совершенствование процессов образного мышления за счет систематизации представлений ребенка. Дети становятся способными к совершению простых преобразований и определению порядка постановки объектов для взаимодействия.
Каждый мыслительный прием, операция мышления формируются, исходя из хода интеллектуального развития ребенка. Мыслительные процессы первоначально ориентированы на выполнение разнообразных действий. Мыслительные процессы этого периода имеют наглядно-действенное представление.
По мере того, как ребенок начинает овладевать речью, постепенное развитие приходится на абстрактное мышление, которое первоначально опирается на действие и закрепляется в детском восприятии. Это абстрактное мышление еще не имеет зрелого характера, но действует по законам логики.
В дошкольном возрасте ребенок проходит постепенное развитие. Оно позволяет переходить от решения простейших задач к более сложным. Они требуют определения связей между действия и компонентами этих задач. В игровом процессе, выполнении творческой деятельности, дети начинают не просто выполнять последовательность действий, а преобразовывают и видоизменяют их, чтобы получить результаты совершенного нового вида. Это развивает мышление ребенка, приводит к его переходу на новый этап: дети планируют свою деятельность, делают прогнозы, ставят перед собой новые познавательные задачи и стремится к объяснению новых для него процессов и явлений.
Стадии развития счетной деятельности детей
Математическое развитие ребенка целесообразно начинать с дошкольного возраста. Оно упростит процесс развития логики и мышления ребенка, разовьет его пространственные и временные представления.
Одним из направлений математического обучения дошкольников является обучение счетной деятельности. Дети осваивают числа и учатся оперировать ими. Первоначально, численности множеств могут быть освоены дошкольниками, посредством сенсорного восприятия.
Постепенно дети учатся вычислению, которое сначала имеет абстрактный характер. Счетная деятельность ребенка представляет собой работу с определенными множествами т.е. объектами, предметами, движениями, звуками, которые дети способны воспринимать, посредством различных анализаторов организма.
Счетная деятельность ребенка формируется в несколько стадий:
- Двух-трехлетний возраст ребенка. Это подготовительный этап обучения. Обучение в этом возрасте нацелено на знакомство детей со структурой множества. В множестве выделяются отдельные элементы, а также берутся составные части, из которых дети учатся собирать целое т.е. множество. Воспитанники проводят сравнение множества и одного предмета, а также множеств между собой. Дети еще не знают, что такое число и не могут посчитать количество элементов. Они только визуально оценивают предметы и могут сказать, например, что в одной коробке игрушек больше, чем в другой.
- Дочисловая стадия обучения. В отличие от первой стадии, она характеризуется проведением с детьми математических занятий. Обучение нацелено на развитие сравнительных навыков смежных множеств по их отдельным составным частям. Детям даются множества, которые отличаются по количеству составных частей только на один компонент. Таким образом, ребенок учится увеличивать и уменьшать множества.
- Знакомство с числом и его образованием. Обучение целесообразно проводить в пятилетнем возрасте. Оно нацелено на развитие представлений у детей о структуре числа и его образовании. На этой стадии происходит последовательное называние числительных. Дети учатся считать и отвечать на вопрос «сколько?».
- Знакомство с отношениями между смежными числами в натуральном ряду. Обучение производится после пяти-шести лет. Оно нацелено на развитие у ребенка представлений о формировании натурального ряда чисел. Он должен понять, что числа располагаются в порядке возрастания, каждое имеет свое место, за каждым числом следует число на одну единицу больше, а перед ним стоит число на единицу меньше.
- Обучение групповому счету. Эта стадия нацелена на обучение детей счету предметов и объектов группами. Дети переходят от простого счета отдельных объектов, а их группы, включающие в состав по два, три или пять объектов. На этой стадии дети готовятся к усвоению и осознанию устройства десятичной системы счисления. Такое обучение осуществляется уже в школе: в семилетнем возрасте.
- Изучение и освоение десятичной системы счисления. Обучение ориентируется на представление детям чисел второго десятка и способов их формирования. Дети должны понять, что все числа строятся по идентичному принципу, опирающегося на знания только чисел первого десятка. Дети осознают порядок формирования чисел на восьмом году жизни.