Музыкальные способности – это свойства личности человека, имеющие психологическую основу и проявляющиеся в тонком восприятии музыки, ее хорошем исполнении, сочинении музыкальных произведений и обучаемости музыкальному искусству.
Такие способности не связаны с интеллектуальной деятельностью и не отражают знания и навыки, но отражают легкость и быстроту изучения новых направлений, приемов, методов работы.
Задатки музыкальных способностей есть у каждой личности. Однако, они требуют применения различных методов и средств по их раскрытию.
Основы развития музыкальных способностей средствами музыкального фольклора
Музыкальный фольклор – это народное творчество музыкально-поэтической направленности, представленное в устной форме.
Народный фольклор имеет огромный воспитательный потенциал. Он активно используется в воспитательном процессе дошкольников, в их эстетическом, интеллектуальном, творческом и социальном развитии. Это обусловлено тем, что музыкальный фольклор является уникальным видом искусства: в нем сочетаются музыка, движение, игра, поэзия, причем, исполнение музыки осуществляется на простых для освоения народных инструментах.
Музыкальный фольклор является собственностью конкретного народа, т.е. имеются народные песни грузин, русских, шотландцев. Каждая из них имеет свои особенности, отражающие сущность конкретного народа и его творчество.
Использование музыкального фольклора в качестве средства развития музыкальных способностей можно отразить следующими положениями:
- Музыкальный фольклор является увлекательной деятельностью для ребенка, а потому, способствуют развитию мотивации к музыкальному творчеству.
- Изучение музыкального фольклора знакомит детей с особенностями национальной культуры, приближает к народу и его культуре.
- Современное музыкальное воспитание не включает ознакомление с музыкальным фольклором в программу обучения дошкольников т.е. в системе музыкального воспитания отсутствует проведение специальных занятий с применение музыкального фольклора. Его использование является инициативой конкретного педагога, творческой ориентацией его деятельности.
- Приобщение к национальной культуре требует использования специальных методов и приемов, которые на данном этапе образовательной деятельности отсутствуют.
- Музыкальный фольклор воздействует на эмоциональную сферу ребенка и упрощает понимание им основ устройства мира.
- Богатство и разнообразие музыкального фольклора активно воздействует на процесс восприятия детьми музыкального искусства.
- Важное средство эстетического развития дошкольника: изучение понятий добра и зла, красоты и доброты посредством народных песен, в которых заложен особый смысл, раскрывается суть социального устройства мира.
- Эмоциональное раскрепощение и снятие напряжения, психологическая разгрузка ребенка в ходе музыкальных занятий с применением фольклора.
- Самобытность и современность музыкального фольклора обуславливает его воспитательную функцию и развивающее значение.
- Отражение в фольклоре разных видов музыкального творчества и музыкальной деятельности ребенка: пение, ритмика, игра на музыкальных инструментах, прослушивание музыки, восприятие музыки и др.
Основными разновидностями музыкального фольклора, используемого в музыкальном воспитании и развитии дошкольников, являются:
- Частушки;
- Потешки;
- Заклички;
- Приговорки;
- Считалки;
- Скороговорки;
- Дразнилки;
- Народные песни;
- Колыбельные;
- Хороводы.
Использование народных песен в музыкальном воспитании
Народная песня – это жанр народного фольклора, основанный на народной музыке.
Народные песни отражают жизнь народа, его культуру, традиции, обычаи, демонстрируют его историю и отражают особенности музыкального языка и направленность творческого развития народа.
Народные песни обладают огромным воспитательным потенциалом. Народные песни ориентированы на воспитание художественного потенциала ребенка, активизацию его творческого начала. Народные песни, как средство музыкального воспитания, способствуют:
- Воспитанию любви к Родине, родному краю.
- Формированию патриотических свойств личности.
- Усвоению традиций и обычаев своего народа.
- Развитию основ чувственного восприятия музыкального искусства.
- Передаче настроения народа через мелодичность мелодии, наличии ласковых слов, задушевного тона.
- Развитию чувства ритма ребенка.
- Развитию навыков выразительности речи.
- Мотивации к музыкальной деятельности. Мелодии народных песен просты, содержат яркие образы, которые привлекают ребенка и формируют у него желание к пению и игре на музыкальных инструментах.
Колыбельные песни как средство музыкального воспитания
Колыбельная песня – это вид фольклорного творчества, заключающийся в пении матерью песни при укачивании ребенка.
Колыбельная песня имеет особую мелодию. Она мягкая и спокойная, что расслабляет ребенка, снимает его напряжение. Колыбельные помогают снять нервное напряжение ребенка и сформировать духовную потребность в музыке.
Колыбельные отражают красоту чувств и побуждают к переживаниям. Таким образом, колыбельные песни способствуют раскрытию творческого начала ребенка и побуждению к музыкальному творчеству.
Колыбельные песни возникли в Древние времена и были ориентированы на знакомство ребенка с мирозданием, формирование у него нравственных ориентиров деятельности.
Колыбельная песня способствует развитию активного музыкального восприятия. Это обусловлено ее особым ритмом, тоном, мелодичностью. Колыбельная построена так, что она привлекает внимание ребенка и активизирует его чувственное восприятие. Таким образом, происходит формирование связи ребенка с музыкой. Он привыкает к ее ритму и вырабатывает особые чувства и потребности к музыкальному искусству.