Роль сюжетно-ролевой игры в формировании коммуникативных навыков старших дошкольников
Игра – это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Она является для ребенка приоритетным способом познания и приобщения к окружающему миру, в силу своей доступности и понятности, а также увлекательности для ребенка.
В игровой форме ребенок воспроизводит деятельность взрослых в окружающем мире. Он копирует их поведение и воспроизводит его в воображаемом мире, тогда как, привлекательные для него действия остаются, в данный момент, недоступными для их воплощения в реальном мире.
В этой связи, игровые методы активно применяются в педагогическом процессе. Особую роль имеют сюжетно-ролевые игры. Создавая игровую ситуацию или воплощая, предложенный педагогом, сюжет игры дошкольники усваивают разнообразные взаимоотношения, возникающие между людьми в социальной среде, учатся общаться и взаимодействовать друг с другом, играют роли из социальной жизнедеятельности.
Сюжетно-ролевые игры носят развивающий характер. Их применение ориентировано на решение общевоспитательных задач, развитие нравственных качеств дошкольника и умения существовать в социальной среде и взаимодействовать с ней.
Организация сюжетно-ролевой игры базируется на взаимодействие ребенка со взрослым. Это уже обеспечивает формирование навыков построения общения и взаимодействия детей со взрослыми. С помощью этой группы игр открываются возможности ознакомления ребенка с реальными условиями социальной жизнедеятельности. Она отражает связи между ребенком и социальной сферой, которые к старшему дошкольному возрасту значительно возрастают и, которые необходимо развивать для перехода ребенка на новую ступень его жизнедеятельности – обучение в школе.
Роль сюжетно-ролевой игры в развитии коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста очень значительна. Это проявляется в следующем:
- В сюжетно-ролевых играх происходит развитие отношений между детьми.
- В игре каждый ребенок усваивает свою роль в коллективном взаимодействии.
- Ребенку открываются возможности опробования на себе выполнения различных социальных ролей.
- Игровая деятельность способствует установлению прочных коммуникативных связей между ее участниками.
- При построении сюжетно-ролевой игры между детьми и педагогом разворачиваются реальные взаимоотношения, которые обучают детей учету интересов своих товарищей, навыкам сотрудничества, умениям идти на уступки, сочувствовать, совершать действия на благо коллектива, направленные на достижения общих целей и задач.
Задачи применения сюжетно-ролевых игр в коммуникативном развитии старшего дошкольника
Чтобы сюжетно-ролевая игра принесла должный эффект в развитии навыков коммуникации у дошкольников, необходимо их тщательно отбирать. Как правило, дошкольное образовательное заведение отбирает комплекс сюжетно-ролевых игр, которые актуальны для применения в старшем дошкольном возрасте и способствуют формированию у ребят коммуникативных навыков.
Естественно, что комплекс этих игр нацелен на развитие у детей навыков социального взаимодействия, установление различных социальных контактов. Задачи этого комплекса сводятся к развитию у старших дошкольников следующих коммуникативных навыков:
- Социально-психологические навыки – способности строить взаимоотношения с различными возрастными категориями граждан в разнообразных видах деятельности.
- Коммуникативно-организаторские способности – способности к планированию, прогнозированию, анализу и контролю своей деятельности, как индивидуальной, так и коллективной форм.
- Навыки вербального взаимодействия – способности восприятия информации собеседника, развитие умения сопереживать, сочувствовать, принимать точку зрения собеседника, отличную от своей, предотвращать развитие конфликтных ситуаций и умения их конструктивного разрешения.
- Навыки невербального взаимодействия – способности контролировать свои эмоции, понимать эмоциональное состояние другого человека, учитывать его интересы и потребности, проявлять эмоции в соответствии с конкретной ситуацией.
Принципы применения сюжетно-ролевых игр в ДОУ
Использование сюжетно-ролевых игр в дошкольном образовательном заведении, ориентированных на формирование устойчивых коммуникативных навыков старших дошкольников, реализуется с опорой на следующие принципы:
- Принцип рационального выбора и целесообразного применения игрового материала. Необходимо выбрать такие атрибуты сюжетно-ролевой игры, которые отвечают возрастным особенностям развития старших дошкольников и помогут в развитии их коммуникативных навыков;
- Принцип систематичности. Игры необходимо проводить регулярно. Проведение игровых занятий время от времени не даст должного воспитательного эффекта. Кроме того, сюжетно-ролевые игры проводятся в несколько этапов, последовательность которых необходимо соблюдать. Игры лучше проводить в определенное время дня, оптимальное для усвоения материала и его закрепления в сознании старших дошкольников;
- Принцип связи между игрой и реальностью. Игры переносят ребенка в воображаемый мир. В игре может быть много выдуманного и нереального т.е. тех событий и явлений, которых не встретишь в обыденности. При этом, игры должны включать те действия, которые знакомы ребенку и, которые он выполняет в реальной жизнедеятельности;
- Принцип наглядности. Педагог должен организовать игру так, чтобы ее правила были понятны всем детям дать им возможность ознакомиться со своими ролями. Игра должна быть увлекательна для ребенка, а для этого она должна отвечать его интересам и потребностям;
- Принцип современности. Сюжетно-ролевая игра должна быть организована на основе применения современных форм, методов и технологий воспитания и обучения детей. современное общество имеет широкий арсенал педагогических методов и средств воспитательного воздействия. Практически все из них, основываются на применении информационных ресурсов и технологий.