Сущность гуманистических традиций, их развитие в России
Гуманизм – это система, предполагающая построение общества, высшей ценностью в котором признана жизнь человека.
Сущность гуманистического мировоззрения, заложенного в основу гуманистических традиций, составляют разнообразные материальные и нематериальные ресурсы, направленные на обеспечение безопасной и комфортной жизни каждого человека. Большое значение для становления и развития гуманизма представляется концепция взаимодействующего и взаимозависимого мира.
Фундаментом гуманистической идеи является рассмотрение социального развития общества, только в совокупности с человеком, его интересами и потребностями.
Гуманистическая парадигма исследуется современными учеными с разных точек зрения. Так, философия воспитания и обучение подрастающего поколения, рассматривает гуманизм, как одну из возможностей создания социума, включающего в себя положительные качества внешней среды и каждого отдельного индивида.
Основная цель гуманистического воспитания, обучения и развития – формирование и развитие идеально, всесторонне развитой и гармоничной личности.
Данная цель направлена на формирование у каждого ребенка таких личностных качеств, как стремление к саморазвитию, самообразованию и самореализации.
В связи с чем, одной из основных задач каждого педагога является создание необходимых условий для успешного саморазвития и самореализации личности ребенка в гармонии с самим собой и окружающим обществом.
Достижение цели видится исследователями в решении ряда следующих задач:
- Ориентация воспитание на философско-мировоззренческие идеи понимания смыла жизни, собственного места в мире, уникальности и ценности себя как личности.
- Оказание каждому воспитаннику (ученику) всесторонней помощи в формировании и построении собственной личностной концепции развития, основанной на физических и духовных задатках, творческом потенциале.
- Приобщение каждого ребенка с самого его рождения к системе культурных ценностей, формирование понимания того, что каждая из них является отражением общечеловеческого богатства и национальной культуры, развитие собственного отношения к ним.
- Формирование у детей таких личностных гуманистических качеств как доброта, милосердие, взаимопонимание, сочувствие и т.д. Развивать чувство значимости собственного положительного примера перед младшими сверстниками.
- Развитие интеллекта, нравственной свободы личности, формирование адекватной оценки собственной личности и восприятия себя.
- Воспитание патриотизма, чувства любви к Родине, родителям и другим людям.
- Формирование положительного отношения к собственному труду и труду других людей.
- Развитие у каждого человека стремления к сохранению и укреплению собственного здоровья, формирование установок ЗОЖ.
Решение всех указанных задач является фундаментом гуманитарной культуры личности.
Развитие педагогической мысли в России
Становление и последующее развитие педагогической мысли в России отмечается на рубеже XIX-ХХ вв. В этот период в отечественной педагогике начинают активно разрабатываются различные идеи методологии и практики педагогической науки, происходит переосмысление сущности и содержания таких педагогических понятий как «воспитание», «обучение», «образование», «педагогический процесс» и т.д. На исследуемые темы публикуется большое количество научных статей. Весь накопленный за предыдущие годы эмпирический материал систематизируется и подвергается осмыслению, на основании которого формулируются новые теории и подходы в педагогике воспитания, обучения и развития.
Именно в этот период в педагогической мысли Росси впервые выделяются три основные направления, в рамках которых происходит дальнейшее развитие взглядов на обучение и воспитание:
- Классическая педагогика – представлена идеями П.Ф. Каптерева, Н.Ф Бунакова и других.
- Философская теория осмысления проблематики воспитания и развития личности, основанная на идеях В.В. Зеньковского, П.Ф. Вахтерова, В.В. Розанова и т. д.
- Движение, имеющее общие черты с западной реформаторской педагогикой. В основе данного движения заложены идеи П.Ф. Лесгафта, К.Н. Вентцеля, А.П. Нечаева и т.д.
Основные идеи педагогической мысли России, были разработаны рядом исследователей и ученых. Данные исследования являются фундаментом современной отечественной педагогики.
Над разработкой фундаментальных идей, положенных в основу педагогической мысли России, трудились:
- Петр Федорович Каптерев – теоретик и историк воспитания и образования, обогатил отечественную педагогику собственными работами по теории обучения, разработками педагогических технологий и обоснованием значимости антропологического обоснования воспитательно-образовательного процесса. Основой воспитания и обучения каждого человека, по мнению П.Ф. Каптерева, является индивидуальная физиология и психология его личности. Процесс воспитания и обучения должен быть независим и свободен от влияния церкви и государства.
- Василий Порфирович Вахтеров – педагог и научный деятель, основатель и разработчик теории эволюционной педагогики, в основе которой лежит биологизирующее воспитание и обучение. В.П. Вахтеров исследовал дидактику как самостоятельную отрасль педагогики, а процесс обучения понимал как совокупность развития ума, воли и чувств. Большое значение придавалось содержанию образования, где на первое место должны выходить природные науки, так как только через них ребенок может увидеть и понять общие факторы зарождения и развития окружающего мира.
- Пётр Францович Лесгафт – является одним из наиболее ярких представителей антропологического течения в педагогике, в котором центральной идей выступают идеи физического воспитания и всестороннего образования детей. Основой процесса образования являются принципы сознательности, естественности, постепенности и последовательности.
- Константин Николаевич Вентцель – рассматривал и исследовал проблему свободы воспитания ребенка в современном обществе. Именно свобода должна быть базовой основой формирования и развития каждой личности. Задача каждого педагога, помочь воспитанникам понять и принять себя как свободную личность.