Основы формирования дизайнерского мышления учащихся начальной школы
Дизайнерское мышление – это навыки проектирования, используемые дизайнерами в своей профессиональной работе, основанные на эстетическом восприятии мира, творческом отношении к деятельности, композиционных знаниях и навыках.
Дизайнерское мышление выступает составным компонентом креативного мышления. Оно позволяет рассматривать окружающий мир, его объекты и процессы с творческой точки зрения и преобразовывать их путем проектирования, цветосочетания, комбинирования разных объектов и их свойств.
Дизайнерское мышление непосредственно связано с эмоциональным откликом личности на окружающий мир, его характеристики. Цвета, формы объектов оказывают определенное воздействие на человека, вызывают у него конкретное эстетическое восприятие. Его необходимо развивать, чтобы сформировать навыки эстетического отношения к окружающему миру и активизировать работу творческого мышления.
Основы дизайнерского мышления учащихся формируются в ходе обучения в общеобразовательном учебном заведении. В основе развития данного мышления лежит деятельность, ориентированная на преобразование окружающего мира и его объектов, созидание, создание образов объектов.
Дизайн объединяет разные направления деятельности и требует наличия разных навыков. Дизайнерское мышление начинает формироваться с начала школьного обучения и входит в преподавание следующих дисциплин:
- Изобразительная деятельность.
- Технология.
Особая роль принадлежит урокам технологии. На них дети учатся созиданию различных объектов, формируют навыки преобразования различных объектов окружающего мира и пользования ими.
Обучение дизайну актуально на начальном этапе школьного обучения потому, что ребенок открыт для всего нового, способен к раскрытию своего внутреннего потенциала и его реализации. он не испытывает зажатости в творческом самовыражении, что особенно важно в формировании основ дизайнерского мышления.
Дизайнерское мышление необходимо развивать у каждого человека, независимо от его будущей профессиональной деятельности. Оно помогает в принятии решений и анализе своей деятельности, применении творческого подхода к решению различных задач.
На уроках технологии создаются условия, стимулирующие развитие творческого потенциала ребенка. Занятия оригами, вязанием, шитьем, конструированием активизируют творческий мыслительный процесс и формирует навыки преобразования действительности.
В основе работы по формированию основ дизайнерского мышления на уроках технологии лежит соблюдение ряда условий:
- Поэтапная организация работы на уроке. Деятельность должна сменяться, поскольку, младшие школьники могут сосредотачивать внимание на одном процессе в течение 15-20 минут;
- Наглядное представление информации. Если рассказывается о каком-то процессе, методах создания чего-то, то это должно быть продемонстрировано;
- Выделение главных признаков в рассматриваемом объекте;
- Акцентирование внимания на цветовых решениях, формах, размерах создаваемого продукта;
- Акцентирование внимания на поиске художественно-выразительных решений проектов. Это развивает абстрактное мышление и творческий подход к делу;
- Вариативность форм работы и применяемых на уроке технологий;
- Создание простых проектов. Деятельность должна быть доступной для выполнения учащимися, способствовать достижению ими успеха.
Уроки вязания как способ развития творческого мышления учащихся
Вязание – это разновидность декоративно-прикладного искусства.
Вязание требует совершения несложных операций со специальными инструментами – крючком или спицами, приводящих к формированию из ниток полноценных изделий – носков, платков, кофт, скатертей и др.
Организация уроков вязания в начальной школе обладает большими воспитательными и образовательными возможностями. На уроках вязания удается:
- Ознакомить учащихся с народным искусством и декоративным творчеством.
- Освоить создание объектов из ниток разных форм, размеров и цветов.
- Показать примеры использования вязанных объектов в повседневной жизнедеятельности.
- Развить интерес к декоративно-прикладному искусству.
- Сформировать представления о цветовой гамме, сочетании цветов.
- Познакомить учащихся с модой, ее основами и тенденциями развития.
- Познакомить учащихся с разными видами объектов, которые можно создать посредством применения разных техник вязания.
Все это способствует развитию творческих навыков учащихся, формирует у них основы креативного мышления, что, в свою очередь, развивает дизайнерское мышление.
Алгоритм проведения учебного занятия по ознакомлению с техникой вязания
Уроки вязания в начальной школе проводятся на основании соблюдения следующего алгоритма:
- Организация урока. Происходит ознакомление учащихся с целями занятия: изучение основ вязания, знакомство с инструментами и техникой вязания разными способами.
- Знакомство с историей вязания. Здесь могут быть использованы наглядные пособия, демонстрирующие вязанные объекты древних времен. Также, может быть создана презентация по истории вязания и его разновидностях.
- Знакомство с инструментами вязания. В качестве материалов для вязания применяются разнообразные нитки. Можно попросить учащихся принести нитки. Это обеспечит разнообразие материала: разные текстуры, цвета, материал. Далее, рассматриваются инструменты, с помощью которых осуществляется процесс вязания: крючок и спицы. Они могут быть, также, различной формы и изготовлены из разного материала. Хорошо продемонстрировать разные инструменты. Можно наглядными средствами.
- Знакомство с изделиями, создаваемыми в процессе вязания. Рассматриваются разные вещи, которые можно научиться вязать: одежда для себя и друзей, кукол и игрушек, домашняя утварь и др.
- Знакомство с инструкцией по созданию изделий. Учащихся учат читать схемы, понимать условные обозначения и пользоваться ими на практике.
- Проведение инструктажа по технике безопасности. Дети учатся оборудовать рабочее место, правильно обращаться с инструментами и материалами.
- Знакомство с техникой вязания. Выбирается конкретная техника, которая будет рассмотрена на уроке и демонстрируется учащимся. Здесь важен наглядный пример.
- Практическая работа. Она связана с самостоятельным опробыванием учащимися рассмотренной техники вязания.
- Подведение итогов. Осуществляется закрепление материала: задаются вопросы по теории урока, технике безопасности, а также по практическим основам деятельности. Делается оценка работы и сформированных навыков.