Пояснительная записка
Рабочая программа подготовительной группы ДОУ разработана на основании следующих документов и правовых актов РФ:
- Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении ФГОС ДОО»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ «Об организации и осуществлении образовательных программ дошкольного образования;
- Санитарно-эпидемиологических норм и правил.
Программа состоит из обязательной части и вариативной, которая формируется участниками образовательных отношений. Обе части – взаимодополняющие и необходимые с точки зрения реализации ФГОС ДОО.
Вариативная часть включает региональную парциальную программу гражданско-патриотического воспитания дошкольников, раскрывающую региональный компонент, проблематику воспитания гражданина, формирования навыков межличностного общения, взаимоуважения и толерантности.
Рабочая программа подготовительной группы направлена на разностороннее развитие детей подготовительных к школе групп 6-7 летнего возраста, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Данная программа базируется на личностно-ориентированном, развивающем и гуманистическом взаимодействии взрослого с детьми.
Рабочая программа представляет собой комплексно-тематический план воспитательно-образовательной работы с детьми на учебный год по пяти основным образовательным областям:
- физическое развитие;
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие.
Рабочая программа составлена в виде законченной системы деятельности детей, рассчитанной на 1 год и распределенной по месяцам и неделям.
Цели и задачи реализации рабочей программы
Ведущая цель рабочей программы – создать благоприятные условия для полноценного проживания детьми периода дошкольного детства, формировать у них личностную культуру, всесторонне развивать физические и психические качества, соответствующие индивидуальным и возрастным особенностям, подготовить к жизни в современном обществе, школьному обучению, обеспечить безопасность жизни ребенка дошкольного возраста.
Обозначенные цели могут реализовываться в разных видах деятельности, таких как игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкальная, художественная, двигательная, чтение книг.
Особое внимание программа уделяет процессу развития детской личности, сохранению и укреплению детского здоровья, а также воспитанию у детей дошкольного возраста различных социально значимых качества.
Вариативная часть программы имеет цель воспитать в детях уважение к родителям, их культуре, языку и ценностям народа, к культуре любой страны, подготовить ребенка к сознательной жизни в обществе, основанной на понимании, терпимости, дружбе народов и пр.
Чтобы достичь эту большую цель, необходимо решить ряд задач:
- воспитать начала духовной культуры, сформировать духовно-нравственное отношение к семье, своему дому, Родине, при роде, культурному наследию того народа, где проживает ребенок;
- взращивать в ребенке сострадание, заботливость, внимательность к родным и близким людям, к друзьям и сверстникам, включая представителей разных религий и национальностей, а также к тем, кто заботится о ребенке в ДОУ, дома и сам нуждается в его заботе;
- воспитывать уважительное отношения к окружающим людям и результатам их деятельности, родной земле, государственной символике и символам, традициям страны, а также к государственным и религиозным праздникам;
- воспитывать любовь, уважение к своей этнической группе, понимать свои национальные особенности, чувство собственного достоинства и толерантность;
- знакомить с особенностями языка, быта и традициями людей, живущих в родном регионе, включая семейные и религиозные обычаи, народный этикет, традиции гостеприимства;
- воспитывать уважение, симпатию, добрые чувства в людям всех национальностей, обучать этике межнационального общения и культуре мира;
- формировать активную гражданскую позицию, чувство национальной гордости, позитивное отношение к разнообразным культурам.
Принципы формирования программы
Программа для подготовительной группы ДОУ должна соответствовать следующим принципам:
- развивающее обучение, цель которого – развивать ребенка;
- научная обоснованность и практическая применимость;
- полнота, необходимость и достаточность;
- обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования старших дошкольников, при реализации которых отмечается формирование ключевых для развития ребенка качеств;
- интеграция образовательных областей, основанная на возрастных возможностях детей;
- комплексно-тематическое построение образовательной деятельности;
- совместное с детьми решение программных образовательных задач как в непосредственной образовательной деятельности, так и в реализации режимных моментов;
- варьирование образовательного процесса в зависимости от регионального компонента.
Разрабатывая региональный компонент программы для подготовительной группы, следует учитывать ряд концептуальных принципов:
- межконфессиональная толерантность, культура мира, равноправие этнических и религиозных групп вне зависимости от статуса, численности и времени проживания в регионе;
- возрождение, сохранение и развитие этнокультурной самобытности и диалога культур;
- доступность: вся работа, проводимая с детьми, не должна идти вразрез их возрастным и физическим возможностям;
- преемственность с начальным звеном школьного образования – продолжение и расширение знаний в области межкультурного образования детей младшего школьного возраста.