Познавательная активность – это желание и стремление познавать окружающий мир, приобретать новые знания и навыки деятельности.
Познавательная активность является залогом эффективного обучения подрастающего поколения. В этой связи, организация образовательной деятельности учащихся на всех уровнях и этапах обучения опирается на развитие познавательной активности учащихся. Она определяет успешность достижения целей и задач образования.
Познавательные способности личности как основа развития познавательной активности
Познание – это способность личности к восприятию информационных данных из внешней среды и их обработке, посредством совершения определенных умственных операций.
Познание реализуется за счет познавательных способностей. У каждого человека они находятся на определенном уровне развития и включают в себя сенсорные способности личности и интеллектуальные навыки, позволяющие овладеть разными знаниями и навыками деятельности.
Познавательные способности являются инструментом познания. С помощью них происходит изъятие информации из окружающего мира, ее переработка и воспроизведение. Также, познавательные способности позволяют постичь способы и методы познания. Познание реализуется только при взаимодействии и единой направленности работы сенсорной стороны личности и ее интеллектуальной сферы.
Познавательные способности бывают следующих видов:
- Сенситивные познавательные навыки. Они связаны с ощущением, восприятием и представлением. Человек воспринимает объекты окружающего мира, ощущает их и их признаки и формирует в своем сознании представления о них.
- Рациональные познавательные навыки. Они отражают способности оперирования представлениями и понятиями.
- Конвергентные способности. Они отражают скорость нахождения верного ответа, на поставленный вопрос, решения задачи единственно верным способом.
- Дивергентные способности. Они связаны с креативностью мышления т.е. отражают умения мыслить нестандартно, находить множество оригинальных способов решения поставленной задачи.
Младший школьный возраст является периодом активного развития познавательных способностей личности. В это время формируются основы мотивации к познанию и навыки планирования и организации своей деятельности.
Рисунок 1. Особенности развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Факторы, влияющие на познавательную активность младших школьников
Познавательная сфера учащихся начальной школы находится на этапе развития. Это обуславливает специфику ее функционирования. На развитие познавательных интересов учащихся и формирование познавательной активности влияет большое количество факторов, как внешнего, так и внутреннего характера. К ним относятся:
- Учебная программа. Она должна отвечать возрастным особенностям развития учащихся т.е. быть доступной для восприятия и усвоения.
- Адаптация. При поступлении в школу учащийся сталкивается с новыми условиями жизнедеятельности, новой деятельностью, к которой ему необходимо привыкнуть. Адаптация вызывает у ребенка стресс, что негативно сказывается на его желании учиться, что-то познавать.
- Атмосфера в коллективе. Если у ребенка не складываются взаимоотношения со сверстниками, он чувствует себя изгоем, то желание посещать школу снижается, а соответственно и падает познавательная заинтересованность.
- Формы работы. Они влияют на познавательную мотивацию учащихся. Если работа на уроке интересна, то учащиеся увлеченно выполняют все задания, познают и развиваются.
- Уровень развития психических процессов. Каждый ребенок индивидуальность. В младшем школьном возрасте внимание, память, мышление, самоконтроль находятся на этапе становления. У одних они развиты достаточно для полноценного познания, а другим требуется их активно развивать, чтобы создать условия для полноценной познавательной деятельности.
Условия развития познавательной активности младшего школьника
Познавательная активность учащегося начальной школы обусловлена созданием специальных условий в учебном заведении, которые будут положительно воздействовать на познавательную сферу учащихся и мотивировать их к деятельности.
Основными условиями развития познавательной активности младшего школьника являются:
- Мотивация учащихся в обучению и познанию. Учебные мотивы формируется посредством организации системы обучения, учитывающей потребности и интересы учащихся и динамику их развития. В ходе обучения совершаются действия, вызывающие положительные эмоции у учащихся и впечатления от учебной работы. Иными словами, оказывается воздействие на эмоциональную сферу личности. Также, осуществляется воспитательный процесс, при котором внутренние мотивы личности превращаются во внешние и становятся реальным действием учащегося по получению знаний.
- Наличие в учебном заведении службы психолого-педагогической поддержки. Она ориентирована на оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения в учебном процессе, а также родителям по вопросам воспитания и развития ребенка младшего школьного возраста, возможным трудностях и проблемах этого периода и способах оказания помощи и поддержки своему ребенку.
- Опора учебного процесса на личностно-ориентированный подход. Такой подход опирается на ценность личности ребенка, его самобытность, самоценность, равноправие в образовательном процессе и право на выбор индивидуального образовательного маршрута.
Познавательная активность младшего школьника является сложным и трудоемким процессом. Он требует объединения усилий родителей и педагогов, руководства учебного заведения, а также самих учащихся, направленных на формирование познавательной сферы ребенка и его мотивации к познанию окружающего мира.
Познавательная сфера личности учащегося начальной школы тесно связана с его коммуникативной, эмоциональной, чувственной сферами. Потому, развитию и положительному функционированию этих сфер следует уделить особое внимание.