Формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников
Взаимодействие между ДОУ и семьями воспитанников является необходимым условием полноценного развития ребенка, его нормального социального становление, полноценного развития его психических процессов.
Процесс взаимодействия ДОУ с семьей является обширным. Он не ограничивается только взаимоотношениями педагогов с родителями. Эти отношениями являются, лишь, компонентом данного процесса.
Взаимодействие между ДОУ и семьями состоит из единой направленности действий, ориентированных на достижение единой цели, обратную связь и опосредованный контроль.
Детские сады являются теми социальными институтами, которые организуют регулярное и непрерывное, достаточно тесное взаимодействие с родителями воспитанников. Причем, детские сады организуют взаимодействие с семьями в ранние периоды развития ребенка, как раз, когда проявляются сензитивные периоды в развитие отдельных сторон организма, психических процессов, мыслительных операций.
Между семейным воспитанием и воспитанием в детском саду есть непосредственная взаимосвязь и кардинальные различия. Воспитание в ДОУ характеризуется научным обоснованием, планированием воспитательной деятельности и целенаправленностью этого процесса.
Система взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников строится на основании следующих форм:
- Информационно-аналитическое взаимодействие. Оно состоит в диагностировании развития каждой отдельной семьи, выявлении запросов и потребностей родителей, определения уровня их педагогической компетентности. Для этого применяются методы анкетирования, индивидуальные опросы и беседы.
- Познавательное направление взаимодействия. Оно ориентировано на ознакомление родителей с особенностями психологического развития детей разных возрастных групп, их способностей и возможностей, а также повышение уровня педагогической компетентности родителей. Для этого проводятся консультации и семинары разных тематик, создаются проекты, интернет-журналы, проводятся дифференцированные собрания в мини-формате.
- Досуговые мероприятия. Они необходимо для установления положительных контактов и эмоциональной связи между педагогами и родителями. Проводятся различные праздники, мероприятия в интерактивном формате, устраиваются творческие выставки работ детей и родителей, спортивные семейные мероприятия, КВН.
- Наглядно-просветительская деятельность. Она направлена на демонстрацию родителям деятельности ДОУ, ознакомлении с различными методами воспитания, используемыми педагогами, правилами внутреннего распорядка. Родителям предоставляется внутренняя документация деятельности, прописанные правила пребывания ребенка в ДОУ, делаются видео записи нахождения ребенка в ДОУ, издаются электронные журналы и газеты, проводятся открытые дни, в которые родители могут прийти и наблюдать за жизнедеятельностью их ребенка.
Рисунок 1. Направления работы педагогов с семьями воспитанников. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Профессиональная компетентность педагога в общении с родителями воспитанников
Воспитателю детского сада принадлежит ведущая роль в организации системы взаимодействия между ДОУ и семьями воспитанников.
Чтобы построить оптимальную систему взаимодействия с родителями воспитанников, воспитатель должен обладать коммуникативными навыками, владеть знаниями в области проблем воспитания, возникающих в семьях, диагностировать информацию о конкретных проблемах воспитания и нуждах отдельной семьи, владеть прогрессивными данными в области научных педагогических и психологических разработок, современных подходов в воспитании обучении дошкольников.
Родители должны видеть, что педагог обладает должными профессиональными навыками и умениями, старается действовать в интересах развития ребенка. Это поможет добиться доверия родителей и настроит их на построение позитивных взаимоотношений и сотрудничество с ДОУ в вопросах воспитания своего ребенка. Иными словами, родители должны быть уверены в профессиональной компетентности педагога, а педагог должен обладать компетентностью в сфере общения.
В структуру профессиональной компетентности педагога в области общения входят следующие компоненты:
- Желание и стремление педагога непрерывно совершенствовать свои профессиональные коммуникативные навыки, необходимые для построения взаимодействия с родителями;
- Анализ собственного коммуникативного поведения, выявление и осознание его ошибок, их коррекция;
- Установка своей деятельности на построение доверительных и сотруднических взаимоотношений с родителями воспитанников;
- Наличие таких личностных качеств, как: выдержка, толерантность, уверенность в себе, наблюдательность, уважительность;
- Знания об устройстве конкретной семьи и особенностях семейного воспитания;
- Знания об особенностях взаимодействия между семейным воспитанием и общественными направлениями воспитательной работы с детьми;
- Знания о формах и методах построения коммуникативных связей, системы взаимоотношений;
- Знания о методах и подходах к активизации воспитательного потенциала родителей;
- Владение навыками преодоления психологических барьеров в общении;
- Навыки оперирования информационными данными;
- Навыки построения прогнозов развития ребенка;
- Навыки организации разнообразных форм и методов построения коммуникативных связей с родителями: традиционные и инновационные подходы, оригинальные решения задач.
Все эти компоненты являются составными частями структуры компетентности.
Если педагог обладает компетентностью в области взаимодействия с родителями воспитанников, то он знает, что необходимо для построения продуктивного общения, каким оно должно быть, как наполнить его интересным содержанием и активизировать его действенность.
Педагог строит свою работу с семьями и осуществляет психолого-педагогическое просвещение на основе построения конкретного системного процесса, компоненты которого – семья и ДОУ выступают его субъектами, с равными правами и обязанностями, в единой направленности своей деятельности – всестороннем и гармоничном развитии ребенка. При этом, в ситуации взаимодействия роль педагога является двусторонней:
- Во-первых, педагог выступает официальным лицом, выполняющим конкретные профессиональные функции. Родители могут воспринимать его, как человека, выступающего исполнителем образовательных услуг, представляющим интересы дошкольного образовательного заведения. Иными словами, педагог воспринимается родителями, как официальное лицо, с которым необходимо держать определенную дистанцию в общении.
- Во-вторых, педагог выступает в качестве человека, которому можно доверять, поскольку в его руках находится воспитание и развитие собственного ребенка. Поэтому родители могут полноценно доверять педагогу, делиться с ним своими переживаниями и проблемами, не боясь осуждения и разглашения информации третьим лицам.