Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Программа педагогического наблюдения

Требования, предъявляемые к процессу наблюдения

Определение 1

Наблюдение – это целенаправленный и планомерный процесс восприятия объекта, явления или действия, результаты которого фиксируются исследователем (наблюдателем).

Метод наблюдения является одним из наиболее древних методов исследования, в педагогике он направлен в первую очередь на познание учащегося, особенностей его поведения, общения, взаимодействия с другими участниками, уровня знаний, умений, навыков и развития и т.д.

В современной педагогике метод наблюдения активно применяется как самостоятельно, так и в сочетании с другими методами исследования (опрос, анкетирование, интервью, беседа, тестирование и т.д.).

Сущность педагогического наблюдения заключается в точной и полной фиксации, которые исследователь получает с помощью собственных органов чувств и жизненного опыта, а также профессиональных знаний, умений и навыков.

Замечание 1

Основная функция педагогического наблюдения – это избирательный прием сведений об исследуемом предмете, явлении или процессе в условиях прямой и обратной связи исследователя с ним.

В качестве объектов педагогического наблюдения могут выступать только лишь те стороны воспитания и обучения, которые можно зафиксировать без нарушения естественного течения педагогического процесса.

Так, объектами педагогического наблюдения могут быть:

  • используемые педагогом методы, средства и приемы воспитания и обучения, совершенствования личностных качеств учащихся и т.д.;
  • процесс взаимодействия и общения между участниками педагогического процесса;
  • параметры, характеризующие реализуемый педагогический процесс;
  • величина и характер образовательной нагрузки.

Выбор объекта педагогического наблюдения зависит от поставленной цели.

Содержание Программы педагогического наблюдения

Педагогическое наблюдение организуется на основании предварительно составленной программы, которая содержит цели, задачи, методы, средства и т.д.

«Программа педагогического наблюдения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Примерный план Программы педагогического наблюдения:

  1. Тема педагогического наблюдения.

  2. Цель педагогического наблюдения.

  3. Задачи педагогического наблюдения, которые формулируются исходя из поставленной цели на основании следующих требований:

    • задачи по изучению конкретных психологических содержательных характеристик испытуемого;
    • изучение учащихся как носителей психических особенностей и сопоставление полученных результатов с известными признаками;
    • исследование причин, которые лежат в основе изучаемой проблемы.
  4. Определение предмета наблюдения.

  5. Сформулированные конкретные критерии предмета наблюдения, которые необходимо исследовать в ходе наблюдения.

  6. Ситуация педагогического наблюдения (созданная педагогом или естественная).

  7. Форма регистрации фактов, получаемых в ходе наблюдения.

  8. Обработка полученных результатов и их представление в законченном виде.

Примерные Программы педагогического наблюдения

Примерная программа педагогического наблюдения за процессом восприятия нового учебного материала учащимися.

  1. Проведение подготовки учащихся к процессу восприятия нового ученого материала:

    • выявление и актуализация имеющегося у учащихся знаний и опыта;
    • осуществление активизации подсознательных процессов учащихся.
  2. Создание всех необходимых условий для обеспечения учащимся точного и полного восприятия нового учебного материала:

    • постановка и принятие учащимися цели и задач восприятия (установка на восприятие);
    • создание благоприятного эмоционального отношения к воспринимаемому учебному материалу;
    • формирование у учащихся интереса;
    • привлечение внимания.
  3. Осуществление педагогического управления восприятием наглядностей и пособий.

  4. Формулировка направляющий и уточняющих вопросов, необходимых для лучшего восприятия учебного материала.

  5. Применение эффективных методов, средств и приемов, направленных на выделение из общего материла важного и основного (интонацией, вопросами, записями на доске и т.д.).

  6. Всесторонний учет индивидуальных различий восприятия учащихся.

Примерная программа педагогического наблюдения за вниманием учащихся.

  1. Наблюдение за вниманием учащихся в начале урока:

    • определение вида внимания;
    • установление времени, необходимого для переключения внимания учащихся на учебный предмет;
    • выявление отвлекаемости и установление её причин;
    • использование заранее подготовленных средств по мобилизации внимания учащихся всего класса и каждого ученика в отдельности.
  2. Наблюдение за вниманием учащихся во время ответов одноклассников. Выявление отвлекаемости и её причины.

  3. Осуществление подготовки учащихся к восприятию нового учебного материала, сосредоточение внимания на нем:

    • постановка целей и задач, фиксация ответной реакции учащихся на них;
    • использование разнообразных приемов по стимулированию интереса к содержанию учебного занятия (интонация, яркость речи, жесты и т.д.);
    • связь нового учебного материала с тем, который учащиеся прошли на предыдущих уроках;
    • выявление случаев отвлечения внимания у учащихся и установление их причин.
  4. Наблюдение за вниманием учащихся в процессе объяснения нового учебного материала и его последующем закреплении:

    • использование разнообразных методов, средств и приемов по привлечению внимания учащихся, сохранению его устойчивости и концентрации;
    • определение причин отвлечения внимания и их своевременное устранение;
    • организация активной деятельности учащихся в процессе урока (смена видов деятельности, тем урока, использование разнообразных наглядностей и т.д.);
    • создание условий, необходимых для развития у учащихся произвольного внимания.
  5. Организация внимания учащихся в конце учебного занятия, своевременное сообщение им домашнего задания или выдача индивидуальных дополнительных заданий.

  6. Работа над организацией внимания педагога в процессе урока:

    • определение и фиксация свойств внимания учителя во время учебного занятия;
    • определение внимательности учителя по отношению к каждому конкретному ученику и ко всему классу в целом. Определяется манера общения и взаимодействия с учениками, стиль и форма поведения, личностные и профессиональные характеристики учителя.
Дата последнего обновления статьи: 09.11.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot