Требования, предъявляемые к процессу наблюдения
Наблюдение – это целенаправленный и планомерный процесс восприятия объекта, явления или действия, результаты которого фиксируются исследователем (наблюдателем).
Метод наблюдения является одним из наиболее древних методов исследования, в педагогике он направлен в первую очередь на познание учащегося, особенностей его поведения, общения, взаимодействия с другими участниками, уровня знаний, умений, навыков и развития и т.д.
В современной педагогике метод наблюдения активно применяется как самостоятельно, так и в сочетании с другими методами исследования (опрос, анкетирование, интервью, беседа, тестирование и т.д.).
Сущность педагогического наблюдения заключается в точной и полной фиксации, которые исследователь получает с помощью собственных органов чувств и жизненного опыта, а также профессиональных знаний, умений и навыков.
Основная функция педагогического наблюдения – это избирательный прием сведений об исследуемом предмете, явлении или процессе в условиях прямой и обратной связи исследователя с ним.
В качестве объектов педагогического наблюдения могут выступать только лишь те стороны воспитания и обучения, которые можно зафиксировать без нарушения естественного течения педагогического процесса.
Так, объектами педагогического наблюдения могут быть:
- используемые педагогом методы, средства и приемы воспитания и обучения, совершенствования личностных качеств учащихся и т.д.;
- процесс взаимодействия и общения между участниками педагогического процесса;
- параметры, характеризующие реализуемый педагогический процесс;
- величина и характер образовательной нагрузки.
Выбор объекта педагогического наблюдения зависит от поставленной цели.
Содержание Программы педагогического наблюдения
Педагогическое наблюдение организуется на основании предварительно составленной программы, которая содержит цели, задачи, методы, средства и т.д.
Примерный план Программы педагогического наблюдения:
Тема педагогического наблюдения.
Цель педагогического наблюдения.
Задачи педагогического наблюдения, которые формулируются исходя из поставленной цели на основании следующих требований:
- задачи по изучению конкретных психологических содержательных характеристик испытуемого;
- изучение учащихся как носителей психических особенностей и сопоставление полученных результатов с известными признаками;
- исследование причин, которые лежат в основе изучаемой проблемы.
Определение предмета наблюдения.
Сформулированные конкретные критерии предмета наблюдения, которые необходимо исследовать в ходе наблюдения.
Ситуация педагогического наблюдения (созданная педагогом или естественная).
Форма регистрации фактов, получаемых в ходе наблюдения.
Обработка полученных результатов и их представление в законченном виде.
Примерные Программы педагогического наблюдения
Примерная программа педагогического наблюдения за процессом восприятия нового учебного материала учащимися.
Проведение подготовки учащихся к процессу восприятия нового ученого материала:
- выявление и актуализация имеющегося у учащихся знаний и опыта;
- осуществление активизации подсознательных процессов учащихся.
Создание всех необходимых условий для обеспечения учащимся точного и полного восприятия нового учебного материала:
- постановка и принятие учащимися цели и задач восприятия (установка на восприятие);
- создание благоприятного эмоционального отношения к воспринимаемому учебному материалу;
- формирование у учащихся интереса;
- привлечение внимания.
Осуществление педагогического управления восприятием наглядностей и пособий.
Формулировка направляющий и уточняющих вопросов, необходимых для лучшего восприятия учебного материала.
Применение эффективных методов, средств и приемов, направленных на выделение из общего материла важного и основного (интонацией, вопросами, записями на доске и т.д.).
Всесторонний учет индивидуальных различий восприятия учащихся.
Примерная программа педагогического наблюдения за вниманием учащихся.
Наблюдение за вниманием учащихся в начале урока:
- определение вида внимания;
- установление времени, необходимого для переключения внимания учащихся на учебный предмет;
- выявление отвлекаемости и установление её причин;
- использование заранее подготовленных средств по мобилизации внимания учащихся всего класса и каждого ученика в отдельности.
Наблюдение за вниманием учащихся во время ответов одноклассников. Выявление отвлекаемости и её причины.
Осуществление подготовки учащихся к восприятию нового учебного материала, сосредоточение внимания на нем:
- постановка целей и задач, фиксация ответной реакции учащихся на них;
- использование разнообразных приемов по стимулированию интереса к содержанию учебного занятия (интонация, яркость речи, жесты и т.д.);
- связь нового учебного материала с тем, который учащиеся прошли на предыдущих уроках;
- выявление случаев отвлечения внимания у учащихся и установление их причин.
Наблюдение за вниманием учащихся в процессе объяснения нового учебного материала и его последующем закреплении:
- использование разнообразных методов, средств и приемов по привлечению внимания учащихся, сохранению его устойчивости и концентрации;
- определение причин отвлечения внимания и их своевременное устранение;
- организация активной деятельности учащихся в процессе урока (смена видов деятельности, тем урока, использование разнообразных наглядностей и т.д.);
- создание условий, необходимых для развития у учащихся произвольного внимания.
Организация внимания учащихся в конце учебного занятия, своевременное сообщение им домашнего задания или выдача индивидуальных дополнительных заданий.
Работа над организацией внимания педагога в процессе урока:
- определение и фиксация свойств внимания учителя во время учебного занятия;
- определение внимательности учителя по отношению к каждому конкретному ученику и ко всему классу в целом. Определяется манера общения и взаимодействия с учениками, стиль и форма поведения, личностные и профессиональные характеристики учителя.