Назначение программы индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ
Индивидуальное сопровождение – это совокупность методов, связанных единым целевым назначением и действиями в направлении коррекционного развития ребенка с ограниченными возможностями (ОВЗ).
Программа индивидуального сопровождения – это комплекс взаимосвязанных коррекционных мероприятий, направленных на работу с ребенком с ОВЗ и его родителями и коррекцию его разнородных отклонений.
Такое сопровождение строится на основании проектирования индивидуального образовательного маршрута ребенка, исходя из его особенностей развития и образовательных потребностей. Данный маршрут включает в себя реализацию психолого-педагогического сопровождения ребенка и коррекционные направления учебно-воспитательной работы.
Программа индивидуального сопровождения должна обеспечить ребенку с ОВЗ возможности освоения образовательной программы, получения знаний и навыков.
Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ ориентирована на:
- Реализацию индивидуальной помощи и поддержки детям с ОВЗ в освоении специальной образовательной программы и социальной адаптации.
- Интеграцию ребенка с ОВЗ в образовательное пространство и создание условий для продуктивного обучения в учебном заведении.
- Оказание комплексной психолого-педагогической помощи детям и их родителям в развитии ребенка с ОВЗ и активизации его потенциальных возможностей.
Программа индивидуального сопровождения является частью специальной образовательной программы. Она ориентирована не на всех учащихся учреждения коррекционного типа, а только на конкретного ребенка. Потому, она учитывает его потенциальные возможности и особенности развития, интересы и стремления, а также проблемы, требующие разрешения.
При подготовке программы сопровождения производится ряд действий. Педагог определяет:
- Зону ближайшего развития ребенка с ОВЗ и его потенциальные возможности;
- Отклонения от развития и причины их возникновения;
- Составляет перечень актуальных занятий, упражнений, методов и приемов, подходящих для коррекции, имеющихся отклонений в развитии;
- Основы выбора коррекционных направлений работы в устранение нарушений психоэмоциональной, речевой и познавательной сферы ребенка;
- Направления консультационной помощи и поддержки семьям детей с ОВЗ.
Основные направления коррекционной работы, входящие в программу индивидуального сопровождения
Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ включает в свой состав следующие направления работы:
- Диагностическое направление. Оно связано с проведением первичного обследования уровня развития ребенка и выявления его образовательных потребностей, а также систематическую работу по выявлению динамики развития ребенка и успешности реализации коррекционных мероприятий.
- Коррекционное направление. Оно носит развивающую направленность т.е. оно ориентировано на коррекцию конкретных нарушений в развитии и создание условий для полноценного развития данных процессов в существующих ограничительных условиях. Сюда входит еще и развитие навыков самоконтроля, регуляции поведения ребенка и формирование познавательной деятельности.
- Профилактическое направление. Оно связано с профилактикой развития вторичных отклонений у детей с ОВЗ и решением различных развивающих задач на определенном этапе обучения.
- Просветительское направление. Оно ориентировано на организацию просвещения родителей по вопросам обучения и воспитания детей с ОВЗ.
- Организационно-методическое направление. Оно связано с разработкой основ деятельности педагогов, психологов, рекомендаций иным специалистам по развитию конкретного ребенка и его обучению в специальном учебном заведении.
- Мониторинговое направление. Оно включает в себя аналитическую работу по анализу развития конкретного ребенка. Сюда входят мероприятия по эмоциональному, интеллектуальному, волевому, нравственному развитию ребенка, активизации его высших психических процессов и направления развития работоспособности ребенка с отклонениями в развитии.
Составные компоненты программы индивидуального сопровождения
Программа индивидуального сопровождения включает в себя следующие компоненты:
- Перечень коррекционных мероприятий;
- План реализации коррекционной деятельности и порядок проведения коррекционных мероприятий;
- Система комплексного сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях учебного заведения, включающая медицинскую помощь, психологическое и педагогическое сопровождение и описание условий организации обучения и воспитаний ребенка с особыми потребностями;
- Механизм проектирования коррекционной деятельности в конкретном учебном заведении, конкретным педагогом и иными специалистами;
- Систему технологий и методов коррекционной работы;
- Прогнозируемые итоги реализации программы сопровождения;
- Варианты применения коррекционных направлений работы на разных этапах обучения.
Все эти компоненты в своем взаимодействии обеспечивают полноценную реализацию комплексной психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ на разных образовательных этапах, помогая в усвоении образовательной программы, формировании социальных навыков деятельности и принятию ребенком себя в качестве самостоятельной активной личности, способной к вливанию в социальное пространство и взаимодействию с его членами. Пожалуй, именно включение в социальную среду – основное назначение индивидуального сопровождения ребенком. Ведь, если он не станет полноценным членом социума, то личностное становление будет бессмысленным и неоправданным процессом.
Любая программа индивидуального сопровождения ориентирована на коррекцию имеющихся отклонений в развитии и их негативного воздействия на образовательные возможности ребенка. Именно возможность познания и формирования навыков деятельности в социальной среде – ведущее направление программы сопровождения и ожидаемый итог ее реализации.