Составление программы работы детского сада и ее функциональное значение
Образовательная программа ДОО представляет собой нормативный документ, который носит управленческий и координирующий характер и содержит конкретные нормы, цели, содержание методы, приемы, технологии, средства, применяемые для достижения учебно-воспитательных целей и задач конкретного дошкольного заведения.
Организация педагогического процесса в детских садах происходит на основе составления дошкольной образовательной программы. Такая программа является свидетельством того, что дошкольное учебно-воспитательное заведение, исходя из его условий и особенностей функционирования разработало и реализует собственную модель учебно-воспитательного воздействия, ориентированную на развитие воспитанников.
Программа составляется непосредственно участниками педагогического процесса, а именно управляющим составом ДОО и учитывает требования Федеральных стандартов дошкольного образования, а также положения законодательных актов и нормативных документов в образовательной сфере.
Педагогическая программа детского сада разрабатывается путем модульной структуры. Модуль – это раздел или часть образовательной программы, содержащая определенные положения работы ДОО. Число модулей и их содержание не является фиксированным. Оно зависит от особенностей учебно-воспитательной деятельности конкретного дошкольного заведения и определяется им самостоятельно.
Образовательная программа ДОО содержит следующие модули:
- Целевое назначение деятельности детского сада;
- Направленность образовательной программы;
- План учебной работы детского сада;
- Учебно-программное обеспечение деятельности ДОО;
- Направления учебно-воспитательной деятельности ДОО;
- Направления внеучебной работы детского сада;
- Условия организации и педагогической ориентации прохождения учебно-воспитательного процесса;
- Технологии, применяемые в процессе обучения и воспитания;
- Прогнозирование итогов усвоения образовательной программы;
- Анализ и оценка итогов реализации учебно-воспитательных мероприятий;
- Общественно-государственное управление;
- Организационные и методические условия реализации образовательного процесса;
- Образовательный кодекс;
- Освоение ФГОС.
Программа образования детского сада является моделью организации педагогического процесса , который направлен на личностное развитие воспитанника, с учетом разновидности дошкольного образовательного заведения и основных направлений его деятельности. программа устанавливает содержание и ориентиры работы учебно-воспитательного заведения дошкольного типа, включает способы организации образовательного процесса для детей дошкольного возраста и ориентирована на развитие культурного потенциала личности, ее физических, психологических, умственных свойств, навыков и умений в различных сферах жизнедеятельности. Программой предусмотрено развитие основных качеств и направлений деятельности личности, служащих основой для ее дальнейшего развития на этапе школьного обучения.
Разработка программы образовательной деятельности дошкольного учреждения позволяет:
- Создать учебно-воспитательную среду для развития способностей и основных личностных качеств каждого ребенка.
- Создать условия для творческой самореализации детской личности.
- Укрепить физическое и психическое здоровье личности и сформировать навыки двигательной культуры.
- Обеспечить системное развитие каждого ребенка.
- Упростить процесс социализации личности.
- Развить любознательность, познавательную активность, навыки самостоятельного обучения.
- Развить качества эмоциональной отзывчивости, гуманности, сопереживания и сострадания.
- Приобщить ребенка к культурному наследию и развить стремление к освоению художественной культуры, ценности искусства, музыки и литературы.
- Привить чувство прекрасного, любовь к природе и красоте окружающего мира.
- Развить патриотические чувства и гражданские ориентиры деятельности.
Разновидности образовательных программ для дошкольников
Программы дошкольного образования, лежащие в основе педагогического процесса в детском саду бывают различных видов и направленностей.
Основными программами ДОО являются:
- Комплексные программы – это программы общеразвивающей ориентации, созданные для развития общих, универсальных навыков и способностей у детей. Применение данных программ в педагогическом процессе предполагает развитие общих детских качеств до уровня, отвечающего их возрастной специфике развития, индивидуальным возможностям каждого ребенка и требованиям современного общества. Примерами таких программ являются: «Из детства в отрочество», «Детство», «Истоки», «Развитие».
- Специализированные программы – это программы, ориентированные на развитие определенных сторон личности, качеств, навыков. Они могут носить, как локальный, так и частичный характер т.е. ориентироваться на развитие одного или группы свойств личности. Примерами таких программ являются: «Гармония», «Синтез», «Юный эколог», «Маленький музыкант».
- Дополнительные программы – это программы, ориентированные на предоставление дополнительных услуг в образовательной области, которые не включены в структуру общеобразовательной программы и реализуются в педагогическом процессе за счет финансирования родителями или иными спонсорами.
Педагогический процесс детского сада строится на основе четкого построения образовательной программы, а именно ее обязательного раздела, который составляется на государственном уровне и включает основные стандарты ее содержания, требования к программному и методическому обеспечению выполнения. Эта часть программы предполагает реализацию всеми заведениями дошкольного образования. При этом, учебным заведениям предоставляется возможность выбора приемов, методов, форм и средств организации педагогического процесса. Это делает современную систему дошкольного образования и ее педагогический процесс более мобильным и вариативным. Тем самым, подчеркивается видовое разнообразие ДОО, различия в приоритетных направлениях их работы, развитие интегративных свойств детей дошкольного возраста и идентичные начальные возможности для дальнейшей образовательной ступени.
Программы свидетельствуют о том, каким образом условия протекания учебно-воспитательного процесса определяют обновление содержания образовательной работы детского сада.