Сущность и проявление дискалькулии
Дискалькулия - это частичное нарушение способности произведения арифметических действий.
Дискалькулия проявляется у детей целым комплексом симптомов, наиболее значимые из которых:
- недостаточная степень владения математической терминологией;
- недостаточно развитые представления, касающиеся графической структуры цифр;
- автоматизированное повторение порядка чисел;
- трудности в момент определения места числа в ряду натуральных чисел;
- затруднения при установлении отношения числа с его соседом;
- незнание состава чисел;
- трудности при усвоении правил образования чисел;
- несформированные количественные отношения чисел;
- элементарные способы выполнения арифметических действий;
- незнание таблицы сложения и вычитания;
- мыслительные операции преимущественно конкретного характера.
Классификация видов дискалькулии:
- вербальная дискалькулия, при которой нарушается словесное обозначение математических понятий, восприятие формы и величины, а также не идет формирование количественных представлений;
- практогностическая дискалькулия – предполагает расстройство системы счисления конкретных предметов и их символов, нарушение зрительно-двигательной координации;
- дислексическая дискалькулия – проявляется нарушением чтения математических знаков, не сформированностью представлений об образе математических знаков;
- графическая дискалькулия – проявляется нарушением записи математических знаков и воспроизведения геометрических фигур, ручной моторики;
- операциональная дискалькулия предполагает непонимание математических терминов, текстов задач, не формируются логические и математические операции.
Коррекция дискалькулии
Необходимо формировать речевые предпосылки овладения ребенком математическими знаниями, умениями и навыками, что представляет важное направление работы по профилактике дискалькулии. Корректируют данное нарушение посредством расширения словарного запаса ребенка с одновременным обучением математическим терминам, их значению и правильному употреблению.
На первом этапе коррекционной работы необходимо научить детей пониманию речевых конструкций и обобщающим словам, которые употребляются взрослыми при демонстрации действий математического содержания, соответствующих возрастным нормам и программным требованиям.
Дети должны учиться презентовать результаты своей практической деятельности в устной форме, развивать коммуникативную функцию речи и связную речь детей.
Также первый этап предполагает обучение детей сравнению количества предметов в двух группах, с использованием приемов наложения и приложения. Обучение детей уравниванию количества предметов в двух группах двумя методами:
- добавив предметы в меньшую группу;
- убрав предметы из большей группы.
Обучение детей сравнению предметов по размеру и выражение результатов сравнения устно. Распознавание и называние фигур – круга, квадрата, треугольника.
Второй этап коррекционной работы предполагает дальнейшее развитие диалогической речи при выполнении математических действий, умение задавать вопросы и давать на них устные ответы.
Следует продолжать развитие лексико-грамматического строя речи: образовывать множественное число существительного, согласовывать существительное с числительным по роду, числу и падежу. Обозначать количество цифрой и записывать числа.
Также нужно развивать слуховое восприятие детей, обучать их считать звуки и движения. Дети должны освоить количественный и порядковый счет в пределах пяти, опираясь на наглядный материал, уметь сравнивать числа на основании сопоставления соответствующих групп предметов.
Задачи третьего этапа коррекционной работы включают знакомство детей с арифметическими выражениями, обучение их оформлению результатов практической деятельности в речевой форме. Обучение детей пониманию условий и задач и ее вопросов. Учить их сравнению содержания задачи и рассказа, поиск отличий. Научить детей составлению задачи, продолжать расширение словарного запаса детей.
Профилактика дискалькулии
Коррекционную работу по исправлению и профилактике дискалькулии проводят в процессе ведущей деятельности ребенка-дошкольника, то есть в основном в процессе игровой деятельности. Математические игры помогают сделать процесс обучения дошкольников доступным и привлекательным, они создают благоприятные условия для развития интеллектуально-творческого потенциала ребенка.
Профилактика дискалькулии включает следующие мероприятия:
- вербальную дискалькулию предупреждают посредством обучения детей названиям математических операций и их сути, умению правильно использовать их в речевой деятельности, развивать все виды памяти, обучать пониманию идей и форме, цвете, размере предметов, использовать данные понятия в речи;
- практогностическую дискалькулию предупреждают посредством обучения детей навыкам счета, выполняя арифметические операции и проговаривая их, называя результат и показывая соответствующее количество пальцев, развитием всех видов памяти и грамотной речи, пространственного восприятия и двигательной координации, обучение соотносить реальный предмет и его изображение;
- дислексическую дискалькулию предупреждают развитием зрительного восприятия ребенка, его представлений о цвете и форме, обучением его узнаванию математических символов и правильному их называнию, смыслу этих знаков и развитием памяти и логического мышления;
- графическую дискалькулию предупреждают упражнениями для развития восприятия зрительных образов, мелкой моторики, координации зрения и движения рук, тренировкой различных видов памяти, пониманием связей между предметом и его изображением, обучением математическим терминам;
- операциональная дискалькулия предотвращается обучением детей счету, действиям с числами, использованием математических терминов в речи и счете, развитием речи, памяти и мышления, разных типов восприятия.