Брендинг в образовании – это процесс разработки бренда образовательной организации или личности педагога с применением разнообразных технологий из системы менеджмента и маркетинга.
Современный этап развития общества выдвигает множество требований к системе образования и личности педагогов. Успешность образовательной деятельности, во многом, зависит от успешности деятельности профессиональных кадров, реализующих данную деятельность. Поэтому, происходит активное развитие профессиональных брендов педагогов.
Необходимость брендинга для современного педагога
В основе успешности функционирования современной образовательной системы лежит качество образовательных услуг. Обеспечение высокого качества образовательной деятельности достигается за счет успешной профессиональной деятельности педагога. А для этого необходимо непрерывно работать над ее совершенствованием и развитием, чтобы обеспечить его конкурентоспособность на рынке труда.
Разработка профессионального брендинга педагога необходима по следующим причинам:
- Непрерывность прогрессивного развития общества, требующая повышения профессионального и квалификационного уровня развития педагога.
- Приоритетная роль мастерства педагога в образовательной деятельности и ее эффективности.
- Повышение заработной платы работников системы образования. Зарплаты педагогов давно не выходили за определенный среднестатистический диапазон.
- Удовлетворение требований родителей учащихся. Родители требуют от современного педагога высокого профессионального мастерства, владения современными технологиями, методами и приемами реализации образовательной деятельности, использования творческого подхода к построению образовательного процесса.
- Обеспечение конкурентоспособности педагога. Педагог должен предоставлять образовательные услуги высокого качества, для получения которых требуется пройти конкурсный отбор и приложить серьезные усилия.
- Необходимость изменения личностной позиции педагога и его переход в статус самостоятельного профессионального служащего на рынке образовательных услуг.
- Необходимость качественного преобразования профессиональных компетентностей современного педагога.
Профессиональный бренд педагога и его структура
Персональный бренд педагога – это образ личности педагога, который складывается у окружающих его людей в профессиональной сфере деятельности: учащихся, их родителей, других педагогов.
Создание педагогом своего персонального бренда необходимо для уравновешивания внутреннего развития педагога, его личностных качеств с внешним восприятием, т.е. отношением людей к ним и их признанием.
Персональный бренд педагога помогает ему в собственном самоутверждении и саморазвитии. Он показывает учащимся то, на что он способен, а значит может дать им.
Разработка педагогом своего собственного бренда помогает ему упорядочить свою профессиональную деятельность, придать ей конкретную структуру и ориентацию. Знания и навыки профессиональной деятельности приобретают системный характер, что помогает педагогу утвердиться в своей профессиональной сфере деятельности и помогает осуществить профессиональный рост.
Рисунок 1. Профессиональный брендинг педагога. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Персональный бренд педагога помогает учителю сохранять свою профессиональную энергию и активизировать ее в направлении своего профессионального роста. Это устраняет необходимость подъема по служебной лестнице, поскольку он создает свое имя и статус, который потом работает на него.
Персональный бренд является отражением личности педагога и его ценностных ориентаций. Бренд педагога устраняет возникновение конфликтов при построении им коммуникативных связей с учащимися, их родителями и педагогическим коллективом.
Персональный бренд педагога состоит из следующих компонентов:
- Профессионализм педагога. Он отражает качество, оказываемых им образовательных услуг;
- Креативность педагога. Это умение использовать творческий подход к организации своей профессиональной деятельности, нестандартные методы и приемы образовательной деятельности;
- Лидерские качества. Педагог должен обладать лидерской позицией и уметь направить деятельность учащихся в нужное русло;
- Позитивность. Она отражает положительный взгляд педагога на свою профессиональную деятельность, нахождение плюсов во всех аспектах педагогического процесса;
- Востребованность. Данное качество отражает взгляд общества на профессиональную деятельность педагога: в его услугах нуждаются, его профессиональная деятельность приносит положительные результаты, и к оказанию его профессиональных услуг все стремятся.
Стадии создания профессионального бренда педагога
Персональный бренд педагога создается на основе следующей последовательности действий:
- Самоопределение педагога. Педагог должен знать, какими качествами он обладает, выделить положительные стороны своего профессионального развития, успехи и достижения в профессиональной сфере. Важно, определить свои уникальные способности и потенциальные возможности и ориентировать внимание окружающих именно на них.
- Определение области применения педагогом своего профессионализма. Знания и навыки в образовательной сфере применяются в конкретной области и в конкретном направлении педагогической деятельности.
- Накопление, обработка, систематизация информационных педагогических ресурсов. Здесь, предполагается собрать все информационные ресурсы, правильно их структуризировать, расширять и углублять.
- Изучение конкурентов на рынке труда. Педагогу необходимо знать, каким потенциалом и багажом профессиональных знаний и навыков обладают другие педагоги (например, претендующие на занятие того же места).
- Позиционирование себя. Педагогу необходимо стать лидером в конкретной области педагогической деятельности, показать себя, как уникального поставщика педагогических услуг. Для этого, используются какие-то исключительные свойства личности, уникальные профессиональные навыки, которые отличают данного педагога от других и делают его профессиональную деятельность исключительной.
Рисунок 2. Пути развития бренда. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ