Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Профессиональные дискуссии работников образовательной сферы

Понятие и сущность профессиональной дискуссии

Определение 1

Дискуссия – это коллективное и всестороннее обсуждение определенного вопроса, ситуации или проблемы, сопоставление идей, информации и мнений участников.

Тема профессиональной дискуссии объявляется заранее, чтобы каждый из участников имел возможность сформировать собственное мнение по ней и подготовиться к обсуждению.

Значимость профессиональной дискуссии состоит в том, что она способствует формированию у участников умения рассуждать, формулировать, доказывать, критически мыслить, выслушивать доводы других участников и аргументировано озвучивать собственную точку зрения. В этой связи в педагогике, сущность профессиональной дискуссии трактуется с двух сторон:

  1. Один из способов организации совместной деятельности, направленный на повышение интенсивности процесса исследования определенного профессионального вопроса и принятия по нему совместного решения.
  2. Метод определения, который направлен на повышение эффективности и интенсивности образовательного процесса, за счет овладения педагогическими работниками новых знаний, умений и навыков в сфере образования.

Таким образом, профессиональная дискуссия направлена на формирование у работников образовательной сферы познавательной активности, культуры рефлексивного мышления, умения аргументировано и упорядоченно излагать свои мысли, осуществлять коллективный поиск решений.

Основные условия организации эффективной профессиональной дискуссии:

  1. Предварительное ознакомление участников дискуссии с темой (проблемой, вопросом, ситуацией), которую предстоит рассмотреть и обсудить.
  2. Поощрение каждого участника за принятия активного участия в дискуссии.
  3. Предоставление возможности каждому желающему высказать собственную точку зрения по рассматриваемому вопросу, в рамках установленного регламента.
  4. Побуждение участников профессиональной дискуссии к достижению единого коллективного решения по рассматриваемому вопросу.
«Профессиональные дискуссии работников образовательной сферы» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Основные элементы профессиональной дискуссии

К основным элементам профессиональной дискуссии относятся:

  • Четко сформулированная тема дискуссии.
  • Наличие в теме конфликта (столкновения мнений, позиций, взглядов).
  • Временные границы (устанавливается общее время проведения дискуссии, а также время, отведенное на выступление каждого участника).
  • Обратная связь, то есть готовность каждой из сторон к обсуждению.
  • Распределение ролей.
Замечание 1

Особое значение имеет формулировка темы, так как от нее зависит весь процесс предстоящей профессиональной дискуссии и достижение поставленной цели.

При формулировании темы профессиональной дискуссии, необходимо помнить, что она должна соответствовать следующим характеристикам:

  1. Проблемность – наличие разных взглядов на рассматриваемую тему.
  2. Ясность – тема должна пониматься всеми участниками дискуссии однозначно.
  3. Доступность – тема должна быть доступна для рассмотрения участниками, то есть они должны быть достаточно компетентны в обсуждаемом вопросе.
  4. Корректность – формулировка темы должны быть научной и не задевать личные чувства участников профессиональной дискуссии.
  5. Объективность – формулировка темы дискуссии не должна оказывать давление на участников.

После того как сформулирована тема, необходимо распределить роли между участниками профессиональной дискуссии. Выделяют следующие виды ролей в дискуссии:

  • Модератор (ведущий) – занимается организацией обсуждения, следит за ходом дискуссии, направляет участников в нужное направление, следит за соблюдением правил и поведением.
  • Таймер – следит за временем.
  • Медиатор – является организатором, который следит за ходом дискуссии, но не высказывает своего мнения.
  • Скептик или критик – защищает противоположную позицию.
  • Эксперт – наблюдает за ходом дискуссии, при необходимости высказывает свое экспертное мнение.
  • Репортер – осуществляет запись основных событий, высказываний дискуссии.

Способы вовлечения в дискуссию и правила ведения дискуссии

К способам вовлечения в дискуссию относятся:

  1. Положительный эмоциональный климат в педагогическом коллективе, основой которого является взаимное уважение.
  2. Соблюдение демократических норм обсуждения, запрет перехода на личности и оскорбительных выпадов.
  3. Предварительная подготовка участников к предстоящему обсуждению (обогащение знаний, уточнений некоторых фактов и т.д.).
  4. Сохранение баланса между выступающими группами, каждый участник при выступлении должен уложиться в строго отведенное время.
  5. Владение навыками корректного приглашения к обсуждению, недопущения доминирования кого-либо из участников.
  6. Предоставление достаточного времени на высказывание (время должно быть отведено столько, чтобы участник смог высказать свою точку зрения, привести аргументы, но при этом его выступление не будет слишком длинным и затянутым).
  7. Обсуждение проведенной профессиональной дискуссии после ее окончания, подведение итогов.
Замечание 2

Для того, чтобы профессиональная дискуссия действительно была профессиональной и несла в себе определенную пользу для работников, мало ее правильно организовать и вовлечь участников, необходимо чтобы каждый участник четко соблюдал правила ведения дискуссии.

Правила ведения дискуссии:

  1. Правило поднятой руки.
  2. Отказаться от агрессии, быть позитивно настроенным.
  3. Критикуя, предлагать.
  4. Слышать и слушать друг друга.
  5. Не злоупотреблять предоставленным словом.
  6. Критиковать идеи, а не личность.
  7. Не навязывать свое мнение.
  8. Толерантное отношение к другим мнениям и позициям.
  9. Избегать поучений.
  10. Сдерживать эмоции.
  11. Развивать дискуссию, не повторяться, предлагать новые идеи.
  12. Иллюстрировать свои мысли примерами.
  13. Говорить от своего имени.
  14. Активно участвовать.
  15. Быть искренним.
  16. Быть лаконичным и соблюдать регламент.
  17. Подводить итоги в виде рефлексии.
  18. Давать возможность высказаться каждому.
  19. Следить за рекомендациями ведущего.
  20. Любая позиция должна быть рассмотрена.
Дата последнего обновления статьи: 24.06.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot