Понятие и сущность профессиональной дискуссии
Дискуссия – это коллективное и всестороннее обсуждение определенного вопроса, ситуации или проблемы, сопоставление идей, информации и мнений участников.
Тема профессиональной дискуссии объявляется заранее, чтобы каждый из участников имел возможность сформировать собственное мнение по ней и подготовиться к обсуждению.
Значимость профессиональной дискуссии состоит в том, что она способствует формированию у участников умения рассуждать, формулировать, доказывать, критически мыслить, выслушивать доводы других участников и аргументировано озвучивать собственную точку зрения. В этой связи в педагогике, сущность профессиональной дискуссии трактуется с двух сторон:
- Один из способов организации совместной деятельности, направленный на повышение интенсивности процесса исследования определенного профессионального вопроса и принятия по нему совместного решения.
- Метод определения, который направлен на повышение эффективности и интенсивности образовательного процесса, за счет овладения педагогическими работниками новых знаний, умений и навыков в сфере образования.
Таким образом, профессиональная дискуссия направлена на формирование у работников образовательной сферы познавательной активности, культуры рефлексивного мышления, умения аргументировано и упорядоченно излагать свои мысли, осуществлять коллективный поиск решений.
Основные условия организации эффективной профессиональной дискуссии:
- Предварительное ознакомление участников дискуссии с темой (проблемой, вопросом, ситуацией), которую предстоит рассмотреть и обсудить.
- Поощрение каждого участника за принятия активного участия в дискуссии.
- Предоставление возможности каждому желающему высказать собственную точку зрения по рассматриваемому вопросу, в рамках установленного регламента.
- Побуждение участников профессиональной дискуссии к достижению единого коллективного решения по рассматриваемому вопросу.
Основные элементы профессиональной дискуссии
К основным элементам профессиональной дискуссии относятся:
- Четко сформулированная тема дискуссии.
- Наличие в теме конфликта (столкновения мнений, позиций, взглядов).
- Временные границы (устанавливается общее время проведения дискуссии, а также время, отведенное на выступление каждого участника).
- Обратная связь, то есть готовность каждой из сторон к обсуждению.
- Распределение ролей.
Особое значение имеет формулировка темы, так как от нее зависит весь процесс предстоящей профессиональной дискуссии и достижение поставленной цели.
При формулировании темы профессиональной дискуссии, необходимо помнить, что она должна соответствовать следующим характеристикам:
- Проблемность – наличие разных взглядов на рассматриваемую тему.
- Ясность – тема должна пониматься всеми участниками дискуссии однозначно.
- Доступность – тема должна быть доступна для рассмотрения участниками, то есть они должны быть достаточно компетентны в обсуждаемом вопросе.
- Корректность – формулировка темы должны быть научной и не задевать личные чувства участников профессиональной дискуссии.
- Объективность – формулировка темы дискуссии не должна оказывать давление на участников.
После того как сформулирована тема, необходимо распределить роли между участниками профессиональной дискуссии. Выделяют следующие виды ролей в дискуссии:
- Модератор (ведущий) – занимается организацией обсуждения, следит за ходом дискуссии, направляет участников в нужное направление, следит за соблюдением правил и поведением.
- Таймер – следит за временем.
- Медиатор – является организатором, который следит за ходом дискуссии, но не высказывает своего мнения.
- Скептик или критик – защищает противоположную позицию.
- Эксперт – наблюдает за ходом дискуссии, при необходимости высказывает свое экспертное мнение.
- Репортер – осуществляет запись основных событий, высказываний дискуссии.
Способы вовлечения в дискуссию и правила ведения дискуссии
К способам вовлечения в дискуссию относятся:
- Положительный эмоциональный климат в педагогическом коллективе, основой которого является взаимное уважение.
- Соблюдение демократических норм обсуждения, запрет перехода на личности и оскорбительных выпадов.
- Предварительная подготовка участников к предстоящему обсуждению (обогащение знаний, уточнений некоторых фактов и т.д.).
- Сохранение баланса между выступающими группами, каждый участник при выступлении должен уложиться в строго отведенное время.
- Владение навыками корректного приглашения к обсуждению, недопущения доминирования кого-либо из участников.
- Предоставление достаточного времени на высказывание (время должно быть отведено столько, чтобы участник смог высказать свою точку зрения, привести аргументы, но при этом его выступление не будет слишком длинным и затянутым).
- Обсуждение проведенной профессиональной дискуссии после ее окончания, подведение итогов.
Для того, чтобы профессиональная дискуссия действительно была профессиональной и несла в себе определенную пользу для работников, мало ее правильно организовать и вовлечь участников, необходимо чтобы каждый участник четко соблюдал правила ведения дискуссии.
Правила ведения дискуссии:
- Правило поднятой руки.
- Отказаться от агрессии, быть позитивно настроенным.
- Критикуя, предлагать.
- Слышать и слушать друг друга.
- Не злоупотреблять предоставленным словом.
- Критиковать идеи, а не личность.
- Не навязывать свое мнение.
- Толерантное отношение к другим мнениям и позициям.
- Избегать поучений.
- Сдерживать эмоции.
- Развивать дискуссию, не повторяться, предлагать новые идеи.
- Иллюстрировать свои мысли примерами.
- Говорить от своего имени.
- Активно участвовать.
- Быть искренним.
- Быть лаконичным и соблюдать регламент.
- Подводить итоги в виде рефлексии.
- Давать возможность высказаться каждому.
- Следить за рекомендациями ведущего.
- Любая позиция должна быть рассмотрена.